irina_Zaharova (irina_zaharovab) wrote,
irina_Zaharova
irina_zaharovab

Посол Анн Кампбелл в Монголии

Посол Анн Кампбелл: «В это время, когда внимание
общественности приковано к Парламенту, у иностранных
инвесторов зародилось еще одно опасение»

Новости «МС» за 11 мая 2015 года





21 апреля Чрезвычайный и Полномочный Посол США в Монголии Анн Кампбэлл приняла участие во встрече Северо-Американско-Монгольского Бизнес Совета. Предлагаем вашему вниманию перевод выступления Посла. Она предоставила участникам встречи важную информацию, касающуюся нынешнего положения экономики Монголии, инвестиционного пространства, основываясь на результаты независимой экспертизы.
Проходит уже более 3 лет с начала моей работы на посту Посла США в Монголии, поэтому, возможно, эта моя последняя возможность выступить на встрече Северо-Американско-Монгольского Бизнес Совета в качестве главы дипмиссии Америки. Раньше я в основном говорила о политической тенденции Монголии, а на этот раз я хотела бы остановиться на двух важных документах, принятых Правительством США. В этих двух документах очень четко показывают Монголию на макро и микро уровнях, поэтому думаю, что они нужны всем, кто заинтересован в привлечении своих инвестиции в эту страну. Первый документ – это Анализ Инвестиционному Пространству Монголии (АИПМ(, подготовленный Посольством США в Монголии, а другой – Отчет Об Оценке Экономики Монголии (ОООЭМ(, разработанный Американской Корпорацией Тысячелетия.
Всего через несколько дней вы получите на руки АИПМ 2015 года. С другой стороны, согласно решению от 2014 года Совета Директоров Американской Корпорации Тысячелетия, принято решение о реализации в Монголии 2-го этапа Компакт договора, поэтому придается большое значение ОООЭМ.
Я начну с АИПМ. Вы, наверное, тоже осведомлены о главных показателях: в 2011 году объем прямых иностранных инвестиций в Монголию достиг 4.7 млрд. долларов, и с тех пор падает. Точнее, за период с 2011 года по первый квартал 2015 года объем прямых иностранных инвестиций снизился на 85 процентов. Согласно информации Международного валютного фонда, в ближайшее время Монголия столкнется с крупными макроэкономическими испытаниями. Вследствие падения объема иностранных инвестиций в Монголии сталкиваются с убытками платежного баланса, снижением цен на запасы полезных ископаемых, да и влияние оказывает политика по расширению макроэкономики. Поэтому чрезвычайно важен проведенный детальный анализ пространства, в котором в этих непростых условиях работают бизнес организации. Я уверена, что АИПМ Посольства США в Монголии предоставит вам необходимую информацию.
Из результатов этого исследования можно узнать о тенденции Правительства Монголии по отношению иностранных инвестиций, о монгольской судебной власти, о том, как обстоят дела с гласностью, открытостью правового пространства. Другими словами, этот документ показывает микрокартину Монголии. Думаю, что такая информация нужна всем вам, кто сегодня работает в Монголии, и тем, кто в дальнейшем заинтересован вложить свои инвестиции в эту страну. Начну с самого главного заключения.
На счет 2014 года нужно сказать, что инвесторы хорошо поняли и реально осознали, что в Монголии экономика чрезмерно зависима от отрасли полезных ископаемых, в стране сталкиваются с правовыми, судебными сложными процессами, но они полагали, что существуют возможности для того, чтобы на средний и продолжительный срок работать, хотя и с незначительным доходом.
Монголия располагает богатыми природными ресурсами. В этом смысле рассчитывали, что вложение инвестиции в горнорудную промышленность и в сопутствующие отрасли, будет приносить прибыль на продолжительный срок. Наряду с этим, возможными считаются такие отрасли, как инфраструктура, транспорт, энергетика, строительство, здравоохранение, сельское хозяйство, туризм и путешествие, природа и окружающая среда. Но из-за неважной реализации законов появляется необходимость пересмотреть положительное заключение предыдущего года. Об этом четко отражено в АИПМ.
Короче говоря, не думаю, что в Монголию нужно привлекать инвестиции тем, у кого больное сердце, и те, кто располагает скудной информацией. Понятно, что эта сложная ситуация будет продолжаться до окончания очередных парламентских выборов, которые пройдут в 2016 году.
В соответствии с заключением Международного валютного фонда, недостаточно только одного «Комплексного плана по стабилизации макроэкономики Монголии». Необходимо сделать другие шаги, если в Монголии хотят возместить бюджетные убытки, упорядочить денежную политику и политику по банковской отрасли, защитить уязвимые слои общества, которые больше всех терпят убытки из-за экономических изменений.
Почему создалась такая ситуация? Какие конкретные вопросы определились АИПМ? Монгольские политики признают, что из-за намеренных или ненамеренных действий монгольских властей снижаются инвестиции, поэтому необходимо исправить это положение. Новый Премьер-министр Ч.Сайханбилэг принял смелое решение касательно исправления недочетов, и получил высокую оценку общественности. Но на счет результатов получил неважную оценку. Новый Премьер выступал по телевидению 5 апреля, и упомянул о результатах необычного опроса, проведенного среди общественности при помощи SMS по сотовым телефонам. При этом он подчеркнул о необходимости продвижения мега проектов, как Оюу Толгой, Таван Толгой. И я готова выразить свое мнение о том, соприкасается ли это с позицией спикера З.Энхболда, которую он озвучил 6 апреля на открытии весенней сессии ВГХ. Я могу рассказать об этом, если у нас останется время на вопросы-ответы.
Спикер З.Энхболд сказал, что нет необходимости продолжать обсуждение вопроса о Соглашении по Оюу Толгой, а также он заявил, что будут приняты меры для отставки министров, если они подпишут Соглашение по Таван Толгой без внесения его на рассмотрение в ВГХ.
В это время, когда внимание общественности приковано к Парламенту, у иностранных инвесторов зародилось еще одно опасение. Это то, что монгольский суд и прокуратура запрещают покидать границу Монголии руководителям иностранных хозяйственных единиц при возникновении у них бизнес споров с монгольским государством или монгольскими гражданами. В 2015 году три руководителя горнорудной компании, в частности, один из них гражданин США, были арестованы. И инвесторы думают, что монгольский суд не знает полностью и не реализовывает принцип процесса решения дела в суде, и зарубежные капиталовкладчики вынуждены на судебном уровне решать вопросы себе в убыток.
При возникновении бизнес спора с монгольским государством или монгольскими гражданами оказывается давление, например, страшат, что запретят покидать границу Монголии, и вопрос решают в пользу Монголии, в убыток другой стороны. Понятно, что это значительно ограничивает возможности для ведения бизнеса в Монголии, для привлечения инвестиции.
Другой серьезный вопрос, который наблюдается в законодательном, правовом пространстве Монголии, является то, что в Монголии аннулируют право ведения компаниями бизнес деятельности при решении уголовного дела в суде. В 2013 году суд аннулировал 106 лицензий, и мы не поняли, что такая ситуация будет продолжаться и дальше. Суд не доказал, что эти и ранее выданные несколько сотен лицензий в свое время предоставлены в нарушение закона.
Учащаются случаи решения вопросов подобным образом. Об этом с начала 2015 года стали говорить и монгольские юристы. В частности, аннулируются лицензий хозяйственных единиц, причастных к делу о коррупции третьих лиц или на них налагают значительный штраф. К таким делам причастны и американские хозяйственные единицы, поэтому специалисты Посольства США внимательно следили за ходом ряда судебных заседаний. По нашим наблюдениям, во время судебных заседаний по гражданским делам стороне ответчика не давали возможность делать пояснения, защищать себя.
Нет сегодня достоверных данных о том, сколько возникает споров, связанных с инвестициями иностранных граждан в Монголии. Но иностранные инвесторы, заинтересованные в долгосрочной бизнес деятельности в Монголии, при возникновении спора, и в особенности, с монгольским государством, опасаясь потерять свои будущие возможности, сразу же берут обратно свои жалобы, бросают, желая или не желая того, вынуждены следовать принимаемым решениям.
Есть даже анекдот, что для решения дела, связанного с иностранными инвестициями или получения такого права, должностные лица монгольских государственных организаций дают взятку.
В случае, если в конкретном споре есть прямое или косвенное участие государства, часто со стороны властей оказывается влияние на процесс его решения на административном или судебном уровне. Мы установили это своими наблюдениями, а также об этом подтверждают инвесторы. Иностранные инвесторы отмечали, что тремя способами государство оказывает влияние.
Первое: Спор с частными лицами, хозяйственными единицами, которые каким-либо образом связаны с монгольскими государственными, административными организациями. В этом случае лицо монгольской стороны использует свои связи, знакомых в государственной организации, суде, силовой структуре, и на иностранное лицо «вешают» дело.
Вторая форма: Споры между инвесторами и Правительством Монголии. В этом случае Правительство, «размахивая» государственным правом, вмешивается в работу участника спора - иностранного бизнеса, деятельность хозяйственной единицы, закрывает ее. Это связано с тем, что в той конкретной отрасли есть конкурирующая хозяйственная единица с государственной собственностью или же имеются корыстные интересы определенных должностных лиц.
Третья форма: Споры связаны с монгольской налоговой службой и прокуратурой. В этом случае они налагают высокие налоги на иностранных юридических лиц, требуют незамедлительно выплатить их и для этого они запрещают руководителям компании покидать границу Монголии, принимают меры для привлечения их к уголовному делу.
Я надеюсь, что это сегодняшнее мероприятие будет способствовать тому, чтобы монгольское государство, официальные представители услышали о том, как упомянутые в АИПМ вопросы негативно воздействуют на инвесторов, работающих в Монголии. Если хотят возродить доверие инвесторов, улучшить ситуацию, монголам необходимо будет преодолеть большой путь.
Но я не хотела бы заканчивать свое выступление такой неприятной темой. Проведены две важные работы с момента предыдущей встречи Северо-Американско-Монгольского Бизнес Совета. В декабре 2014 года ВГХ Монголии ратифицировал Договор об обеспечении гласности по вопросу международной торговли, инвестиции. Этот Договор будет важным шагом для развития, расширения экономических отношений между Монголией и США. Его основной целью является упрощение пространства и условий для ведения бизнеса американскими, монгольскими компаниями.
Кроме того, в декабре Американская Корпорация Тысячелетия приняла решение о проведении переговоров с Правительством Монголии. Как я уже говорила в начале своего выступления, каждый год дается оценка странам, которые могут охватываться Компакт договорами Американской Корпорации Тысячелетия. Дается оценка, заключение о том, на каком уровне политическая, социально-экономическая ситуация страны может обеспечивать долгосрочный стабильный рост экономики. При принятии решения Совет директоров Корпорации Тысячелетия учитывает 3 фактора: соответствие надлежащим критериям, возможности для снижения уровня бедности и возможности для развития экономики, и возможности финансирования Корпорации.
Монголия во второй раз будет охвачена Компакт договором, поэтому Совет директоров будет учитывать реализацию предыдущего договора. Компакт договор на сумму в 285 млн. долларов был реализован в Монголии в период 2008-2013 годов. С учетом независимых критериев, показателей, Американская Корпорация Тысячелетия определяет, сформировано ли пространство для снижения на финансирование США уровня бедности, увеличения роста экономики.
Хотелось бы, чтобы члены Северо-Американско-Монгольского Бизнес Совета знали, что главное внимание Американская Корпорация Тысячелетия уделяет Справедливой власти, Инвестициям гражданам, Экономической свободе. Наряду с этим, Корпорация придает важное значение отражению в Компакт договоре об участии частного сектора, о сотрудничестве между государством и частным сектором.
Я уверена, что реализация второго этапа Компакт договора Американской Корпорации Тысячелетия даст большой толчок не только развитию отношений между США и Монголией, но и появится сдвиг в экономических взаимоотношениях и сотрудничестве двух стран.
И в заключение своего выступления, хочу выразить благодарность Северо-Американско-Монгольскому Бизнес Совету за приглашение меня на эту встречу, за всю вашу работу, направленную на активизацию бизнес отношений между Америкой и Монголией. mongolian.mongolia.usembassy.gov
Tags: монголия, новости, политика
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments