irina_Zaharova (irina_zaharovab) wrote,
irina_Zaharova
irina_zaharovab

Как исправить правительственный кризис?

НОВОСТИ МС ЗА 3 ИЮЛЯ 2015 ГОДА

В последнее время среди общественности ходит все больше пожеланий о том, чтобы у нас было президентское, как на севере, или авторитарное, как на юге, правление. Конечно, причин для этого множество, но, как бы то ни было, это проявление того, что общественность не довольна сегодняшней системой правления.




Нестабильное государство
За 25 лет демократического правления в стране работали 11 Премьер-Министров, из них Ц.Элбэгдорж и С.Баяр занимали этот пост дважды. Из них только С.Баяр был назначен повторно сразу же после завершения первого срока полномочий. Таким образом, вышеперечисленные лица формировали собственный Кабинет министров 13 раз. Из них только правительства П.Жасрая и Н.Энхбаяра отработали полный срок своих полномочий. Отсюда можно сделать вывод, что средняя «продолжительность жизни» одного Кабинета министров – примерно 2 года. Но этого срока слишком мало не только для того, чтобы определить политику страны, но даже маленькой хозяйственной единицы.
Все мы прекрасно понимаем, что основной причиной отставки Правительства каждый раз были не ошибки и упущения министров, а интриги и столкновение фракций и различных коалиций внутри Парламента. И сегодня группа членов ВГХ во главе с г-жой Г.Уянгой «приставила пистолет к виску» Правительства Ч.Сайханбилэга. Если они смогут собрать 19 подписей, вопрос об отставке Кабинета министров будет передан на обсуждение в ВГХ. Так что очень сомнительно, соответствует ли обсуждение вопроса реорганизации исполнительного органа власти интересам всего народа, или только интересам членов ВГХ? Ведь самое яркое подтверждение этих сомнений заключается в том, что глава правительства не может назначить членов своего Кабинета по собственному усмотрению – этот вопрос решает партия, получившая большинство парламентских мандатов, или парламентская коалиция, распределяя «пирог» фракциям внутри партии.
Возможно, сама возможность обсуждать вопрос реорганизации исполнительного органа власти является важной демократической ценностью. Но мне кажется, что развитие страны не менее важно, чем формирование демократической ценности. Для простого народа не важно, кто стоит у руля власти. Гораздо важнее, чтобы он владел своими правами, защищенными законом, и чтобы рост его зарплаты превышал рост цены на хлеб.
Не обязательно формировать стабильный режим сроком на 20-30 лет, как президенты Сингапура Ли Куан Ю или Главы Казахстана Н.Назарбаев. Но если не избавиться от сегодняшней «дурной привычки» формировать правительство по несколько раз в течение одного срока парламентских полномочий, страна не сможет существенно продвинуться в своем развитии.
Стоит отметить, что парламентская рабочая группа по вопросу о внесении определенных изменений и дополнений в Конституцию сделала заявление, что в первую очередь планирует обеспечить условия для стабильной работы исполнительного органа власти путем возрождения утерянного баланса между законодательным и исполнительным органами власти.

Кто правит страной в Монголии?

И в стране, и в маленькой компании высокопоставленная должность подразумевает не только привилегии, но и ответственность. Вся планета знает, что самыми влиятельными лицами в своих странах являются президенты или главы правительства, как Б.Обама и В.Путин в США и России, или А.Меркель и Ш.Абэ в Германии и Японии. Понятно, что их личные лидерские качества помогли им занять столько высокие посты сегодня. Но власть им дают не их лидерские качества, а пост Президента, Канцлера или Премьер-Министра.
Тог, кто же правит страной в Монголии?
Ответить на этот вопрос прямо и однозначно довольно сложно. Когда мы только начали строить демократию, думали, что самой большой властью уполномочен Премьер-Министр. Но когда в 1996-2000 гг. Президент Н.Багабанди 9 раз отклонил кандидатов на пост Премьер-Министра, мы поняли, что Президент – это не только красивый символ. В эпоху правления Н.Энхбаяра и Ц.Элбэгдоржа президентская власть существенно расширилась: они могли встать за парламентскую трибуну и отругать их всех: «Вы хоть что-нибудь можете? Повторяйте за мной!» Зато сегодняшний парламент показал, что Спикер – это не просто модератор, который председательствует на заседании парламента, а нечто большее.
Конституция Монголии основана на принципе баланса между тремя органами власти: законодательным, исполнительным или судебным. Мы только избавились от авторитарного режима, когда утверждали ее, поэтому не желали повторения диктатуры. Так что такой баланс был необходим для нас. Но оказалось, что мы сформировали условия, при которых не высокий пост наделяет властью человека, а от самого человека зависит, насколько широки будут его полномочия на том или ином посту.
По закону, рамки полномочий Президента, будь то П.Очирбат или Ц.Элбэгдорж, а также рамки полномочий спикера, будь то Д.Дэмбэрэл, Р.Гончигдорж или З.Энхболд, не менялись. Но политикам удавалось «расширить горизонты» благодаря собственному влиянию внутри партии или в политической жизни страны. Другими словами, при сегодняшней нашей политической структуре объемы власти зависят не от занимаемого поста, а от того, насколько влиятелен данный лидер.
Конечно, это не вина конкретного политика, а слабая сторона закона, которая формирует такие условия. Хотя равномерное распределение власти хорошо тем, что снижает риск зависимости от одного человека или одной группировки, оно же распыляет ответственность и мешает проведению существенных реформ.
Пока не известно, какие именно изменения будут внесены в Конституцию. Вроде бы поговаривают о том, чтобы президент избирался не народом, а парламентом, о том, чтобы ограничить некоторые президентские полномочия, как утверждать законодательные акты, давать направления правительству, заключать международные соглашения от имени страны, и о том, чтобы премьер-министр мог самостоятельно формировать свой Кабинет. Другими словами, вырастут полномочия премьер-министра и уменьшатся – президента и парламента.
Подобные перемены необходимы при сегодняшних условиях. Но сомнительно, чтобы у сегодняшнего парламента хватило мужества обсудить законопроект о внесении определенных изменений и дополнений Конституцию, чтобы ограничить собственные полномочия, увеличить роль исполнительного органа власти. Ответ на этот вопрос мы получим уже этой осенью, потому что изменения в Конституцию должны быть внесены за 6 месяцев до парламентских выборов. Так что, если Конституция не будет изменена в этом году, вопрос снова затянется на долгие годы.А.Амармэнд, Засгийн газрын мэдээ
Tags: монголия, новости, политика
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments