irina_Zaharova (irina_zaharovab) wrote,
irina_Zaharova
irina_zaharovab

О чем пишет Монгольская пресса

НОВОСТИ МС ЗА 29 ИЮЛЯ 2015 ГОДА



Парадокс нефтяной отрасли

За 5 лет Монголия «сожгла» 5,6 млрд. долларов США. При этом цены на топливо на отечественном рынке определяют не цены международных рынков, а всего 5 бизнесменов, импортирующих нефтепродукты.
На мировых рынках цены на нефть опять упали до минимума. Например, баррель американской нефти WTI упал до 48 долларов США, что в 2 раза меньше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Во втором квартале этого года были тенденции роста, но за последний месяц цены стабильно падают, благодаря чему американские и европейские потребители заполняют баки своих автомобилей дешевым бензином. Но только не монголы. Потому что цены на топливо на отечественном рынке определяют не цены международных рынков, а всего 5 бизнесменов, импортирующих нефтепродукты. И политику нефтяной отрасли определяет не государство, а любой желающий, кто на настоящий момент находится на вершине власти. Именно поэтому мы позволяемкитайской компании «Петрочайне» продавать всю добытую в нашей стране нефть, а «Роснефти» - поставлять нам топливо. И если за последние 5 лет экспорт нефти в Китай вырос в 3 раза, то на закупку нефтепродуктов мы потратили 5,6 млрд. долларов США. А мечты монголов о строительстве нефтеперерабатывающего предприятия принесены в жертву в угоду сиюминутных капризов, пустых обещаний и легкомысленных решений правящих кругов.

Загадка №1: Цены, которые никак не падают

«Роснефть» подняла цены, растет курс доллара, и нет другого выхода, кроме как поднять цены на бензин», - эти пояснения импортеров нефти мы слышали постоянно, но сегодня они молчат.
Монголы рады, что цены на бензин, которые регулярно росли, сегодня сравнительно стабилизировались. Уже два года 1 л АИ92 стоит примерно 1660 тугриков. Хотя на самом деле цены, по которым поставляют нефтепродукты к нашей границе, за последние 2 года упали почти в 2 раза.
Судя по отчету о внешнеторговом обороте, представленном Монголбанком, в начале 2013г. цены на нефтепродукты на государственной границе достигали 1200 долларов США. С тех пор они стабильно снижались, а в феврале этого года достигли минимальной за последние 5 лет отметки. Немного расти они стали только с марта, и в июне цены достигали 675 долларов США. И если с июля цены на международных рынках снова начали падать, сегодня цены на границе тоже должны спадать. К сожалению, монголов это не касается.
Когда в 2012г. цены на нефть были высокими, Правительство и Монголбанк разработали и реализовали подпрограмму стабилизации цен на нефтепродукты. В ее рамках только в 2013г. 13 компаниям-импортерам был представлен кредит на сумму 192 млрд. тугриков с процентными ставками 3,8%. Другими словами, импортеры получили кредит с процентными ставками в 5 раз ниже рыночных, тем самым снизив риск от колебаний валютного курса. И когда курс доллара резко подскочил, Центробанк подписал с импортерами нефти форвард-соглашение сроком на 2-6 месяцев. Вдобавок к этому, налоги то аннулировались, то снижались. Это означает, что в год налоговые льготы достигали нескольких сотен млрд. тугриков.
Понятно, что импортеры сегодня даже пальцем не пошевелят, чтобы снизить цены на бензин, если тогда, когда цены только падали, они получали дешевое финансирование, «делили» риск от качков валютного курса с Монголбанком и обладали огромными налоговыми льготами. К тому же, сегодня все льготы остались позади, поэтому они могут поднять цены при любом удобном поводе. Ведь цены на топливо в Монголии всегда растут, но никогда не падают.

Загадка №2: Нефтеперерабатывающие предприятия, которые не строятся

Монголы стопроцентно зависят от зарубежных поставок нефтепродуктов. Почти 90% потребляемого топлива нам поставляет северный сосед, при этом только «Роснефть» - более 60%. Поэтому мы вынуждены молча следовать ценам, которые нам задают отечественные импортеры. Хотя и предполагаем, что если будет построено нефтеперерабатывающее предприятие, подобная ситуация прекратится.
Сначала говорили, что невозможно перерабатывать монгольскую нефть, потому что она тяжелая и некачественная. Но китайцы начали экспортировать ее и там перерабатывать в топливо. Потом стали говорить, что мы добываем слишком мало нефти, и ее не хватит для стабильной деятельности нефтеперерабатывающего предприятия. Но экспорт, в 2010г. достигавший всего 297 тысяч т, всего за 5 лет вырос в 3 раза, а в этом году планируют экспортировать более 1 млн. т. Так почему же мы не можем построить предприятие, если сырья достаточно для его стабильной деятельности?
Каждое новое правительство «кормит» нас обещаниями о строительстве нефтеперерабатывающего предприятия то там, то сям. Иногда устраивают шоу по закладке фундамента. Например, Н.Алтанхуяг опровергнул выбранное предыдущим Правительством место и выбрал заложил фундамент в Дархане. Но правительство Ч.Сайханбилэга отвергло Дархан и начало говорить о строительстве двух предприятий в Гоби и одного – в восточном регионе страны. Это означает новую политику, новые проекты и новые тендеры и ТЭО. И пока мы будем пытаться что-то с ними делать, снова сменится правительство, снова изменится политика.
Так что, пока мы тут маемся со строительством нефтеперерабатывающего предприятия, мы заплатили российской компании «Роснефть» столько денег, что могли бы построить уже несколько предприятий. Как упоминалось ранее, за последние 5 лет Монголия «сожгла» 5,6 млрд. долларов США. Это много или мало? Это – половина экономики нашей страны. На эти деньги можно было бы построить 9 предприятий, каждое из которых могло бы полностью обеспечить отечественный спрос на нефтепродукты. Вспомните: Дарханское предприятие мощностью переработки 2 млн. т сырой нефти в год обещали построить за 600 млн. долларов США.
В конце хочется отметить, что стопроцентная зависимость в области топлива от импорта угрожает национальной безопасности. Но мы уже столько лет мусолили по этому поводу, что не хочется повторяться. Перечислю только некоторые цифры.
Согласно расчетам проекта Долгосрочной программы развития Монголии, в прошлом году Монголия импортировала 1.3 сая т нефтепродуктов за 1.2 млрд. долларов США. В 2013г. мы потратили 1.4 млрд. долларов США. Удивительно, что гда мы «сжигаем» деньги для закупки бензина за рубежом, мы тратим миллиарды, а когда речь заходит о строительстве нефтеперерабатывающего предприятия, то у нас сразу «нет денег». Тем временем, с каждым годом растет сумма, которую мы перечисляем на счета российской компании «Роснефть». Спрос на нефтепродукты в нашей стране растет на 9% в год, к 2040г. он вырастет в 3.1 раза и достигнет 3.7 млн. т. Строительство нефтеперерабатывающего предприятия позволит сэкономить по нынешним расценкам около 4.26 млрд. долларов США в год.Д.МӨНХЧИМЭГ /ҮНДЭСНИЙ ШУУДАН
Tags: монголия, новости, политика
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments