irina_Zaharova (irina_zaharovab) wrote,
irina_Zaharova
irina_zaharovab

О чем пишет монгольская пресса

НОВОСТИ МС ЗА 16 ОКТЯБРЯ 2015 ГОДА

Пиршество во имя Чингисхана или куда девались Чингис -бонды




В последнее время все чаще задают вопрос, куда подевались Чингис-бонды и требуют озвучить компании, которые их получили
….Был разгар бабьего лета 2012г., когда Правительство Монголии «родило» бонды и назвало их в честь нашего великого предка Чингисхана. И уже в октябре утвердило постановление №52, разрешив их продажу.
С тех пор прошло уже 3 года, и всем нам интересно, что же выросло из этого «дитятки»? Судя по тому, что Спикер намекает о «младшем братишке» для императора, он не хочет говорить о том, как были растрачены средства «Чингис-бондов», и как мы будем их оплачивать. Вместо этого он хочет продать еще бонды на сумму 2,1 млрд., удержать стабильный валютный курс до следующих выборов, срочно финансировать несколько проектов Демпартии.
Совет политики, который решал, куда потратить средства «Чингис-бондов», состоял из 15 человек: Н.Алтанхуяг (экс-премьер), Н.Батбаяр (экс-министр финансового развития), Б.Гарамгайбаатар (Постоянный комитет по экономике), Ц.Даваасурэн (Постоянный комитет по бюджете), П.Цагаан (Администрация Президента), Д.Одхуу (старший советник Спикера), Н.Золжаргал (Президент Монголбанка), Д.Баярсайхан (Постоянный комитет по финансовому регулированию), Ч.Сайханбилэг (начальник Администрации правительства), Ч.Улаан (министр финансов), Х.Баттулга (министр промышленности и сельского хозяйств), Ц.Баярсайхан (министр градостроительства), М. Сономпил (министр энергетики), А.Гансух (министр транспорта), Э.Бат-Уул (губернатор столицы и мэр г. Улаанбаатара). Но самое странное, что в состав Совета вошли министры, которые имеют право подписывать финансирование самых дорогостоящих проектов. Другими словами, они выбирают проекты, выделяют деньги и сами себя контролируют.
1,5 млрд. долларов США Чингис-бондов были потрачены на финансирование 10 проектов, и проценты по ним платит государство 615 млн. долларов США за 2013-2022 гг. Половина проектов должна покрыть финансирование за счет будущих доходов. Например, авиакомпания МИАТ купила самолет Боинг и уже выплатила 84 млн. долларов США – большую часть полученного финансирования. А на 9 других проектах стоит пометка: «Не определено». 667 млн. долларов США были потрачены на ремонт улиц и перепланировку юрточных районов в столице, строительство автодорог от аймачных центров до Улаанбаатара. Понятно, что эти деньги будут выплачены из бюджетных средств. Но есть проекты, которые уже не могут оплатить кредит. Например, были построены и вовремя сданы в эксплуатацию 3 предприятия по влажной переработке железной руды, но из-за падения цен на рынках минерального сырья их доходы резко упали. Конечно, это уважительная причина, но бондовые средства мы должны оплатить согласно графику вне зависимости от подобных непредусмотренных ситуаций.
Но есть проекты, у которых нет никаких «уважительных причин». Например, строительство 267 км железной дороги, 200 млн. долларов США для финансирования которого выделил Банк развития. Решение об этом было принято еще в декабре 2012г. Встает вопрос: «Если проект действительно так хорош, как утверждают наши правящие круги, то почему мы не смогли найти недостающую сумму?» Ведь для реализации проекта нужны 700 млн. долларов США.
Первая причина заключалась в том, что без тендерного отбора оператором была выбрана южнокорейская корпорация «СамсунгС&Т». Ходили слухи, что компания «Энержи ресурс рэйл» передала министру транспорта А.Гансуху свой железнодорожный проект вместе с выбранным оператором, но это – неправда. Тендер был объявлен, «СамсунгС&Т» осталась в шорт-листе первого этапа, но переговоры не были завершены: вмешался А.Гансух и присвоил все права и обязанности частной компании.
Следует отметить, что «СамсунгС&Т» - авторитетная на международной арене корпорация - строила в Улаанбаатаре гостиницу «Шангри Ла». Но откуда взялась «Самсунг СТ»(без &), с которой отраслевой министр А.Гансух подписал соглашение? Она получила свидетельство о государственной регистрации лишь в декабре 2012г., а вокруг тройственного соглашения о передаче прав возникает множество денежных споров. До сих пор А. Гансух относился к вопросам о них с позиции, словно говорил: «Меня не касаются споры вокруг компании с южнокорейскими инвестициями». Здесь нужна аудиторская проверка. Ведь Уставный фонд компании – 140 тысяч долларов США, а подписано соглашение о выполнении работы на сумму 480 млн. долларов США, в качестве предоплаты переведены около 70 млн. долларов.
«Энержи ресурс рэйл» и «Самсунг С&Т» договаривались о системе сигнализации и строительстве зданий для железнодорожных станций, но этот пункт исключен из соглашения с «Самсунг СТ». Зато его стоимость выросла на 45 млн. долларов США. 1 сотрудник «Самсунг СТ» получает в день 400 долларов США, монгольский сотрудник – 45. 1 кубометр земельных работ оценили в 9,9 долларов США, получая средства «Чингис-бондов», но компании-исполнителю платили 5.Эту разницу будем платить мы, а Гансух пытается свалить всю вину на корейцев и даже подал на них в суд. Но как министр, давший «добро» для заключения убыточного для Монголии соглашения, он все равно не избежит ответственности.
Есть и другие «маленькие хитрости». Например, «Самсунг СТ» получила в Банке развития несколько миллиардов тугриков для оплаты работ 13 отечественных компаний и записала их в свои расходы. Но выясняется, что 10 из этих 13 компаний уже получили эти деньги (по 1 млрд. тугриков каждая) от компании «Энержи ресурс рэйл». Так что до сих пор не понятно, что же именно случилось в декабре 2012г? И никто не собирается это выяснять, потому что на страже этого дела стоят все правоохранительные органы. Любопытно, что даже «Энержи ресурс рэйл», ведшая переговоры с настоящей «СамсунгС&Т», молчит по этому поводу. Само соглашение о строительстве железнодорожной линии было подписано между «Самсунг СТ» и государственной КОО «Монголын тумур зам» (МТЗ) в мае 2013г. Но за МТЗ, через счета которой не прошел ни один тугрик, маячат тени поднаторевших в заключении сомнительных договоров Х.Баттулги и А.Гансуха.
Сегодня Гансух говорит, что готов к проверке со стороны Управления по борьбе с коррупцией. Но, в первую очередь, должна быть проведена аудиторская проверка каждого денежного перевода, разрешенная им.
Также удивительно, что у «Самсунг СТ», получившей в Банке развития 200 млн. долларов США и заплатившей 13 монгольским компаниям 70 млн. долларов США, неожиданно закончились все деньги. И никому это не интересно! Наверное, Гансух снова свалит всю вину на южнокорейскую сторону.
Соглашение между «Самсунг СТ» и МТЗ было подписано сроком на 27 месяцев, т.ч. его действие закончилось в сентябре 2015г. По пожеланию монгольской стороны документ был продлен до октября. Сегодня Правительство приняло решение доверить строительство этой же железнодорожной линии китайской компании «Шеньхуа». Получается, в 2009г. эту дорогу планировала построить монгольская компания, при этом она хотела передать государству 51% дороги через 19 лет эксплуатации бесплатно. Но сегодня китайская компания будет владеть 49% этой дороги, т есть опасение, что это – окончательное решение.
В последнее время у Спикера ВГХ З.Энхболда( кстати А.Гансух является одним из его советников прим.МС) появилось новое хобби: подчеркивать, как замечательно работает государственная компания «Эрдэнэс Тавантолгой». Но он молчит о том, что с октября этого года на участке «ЗуунЦанхи» уголь будет добывать китайская компания, и сегодня ведутся переговоры о расценках. До этого здесь работала австралийская компания «Махмахон», но, не сумев получить оплату за свой труд, она подала иск против «Эрдэнэс Тавантолгой» на сумму 107 млн. долларов США. Долг выкупает компания, которая входит в китайскую группу компаний «Шин Юан». Данная группа зарегистрирована на Гонконгской фондовой бирже, сотрудничает с китайской «Чалко» по многим проектам. Напомним, что «Эрдэнэс Тавантолгой» должна «Чалко» 150 млн. долларов США и оплачивает свой долг углем.
Общественность часто обсуждает тему «Чингис-бондов», волнуясь, как мы будем платить этот долг. Но никто не спрашивает, кто поделил между собой 580 млн. долларов США, находившиеся на счетах Банка развития, и как они попали в список государственных компаний, которые будут приватизированы. Например, «Эрдэнэс Тавантолгой» получила 200 млн. долларов США для производственных расходов, проценты по ним платит Банк развития, а большая часть ее месторождений перешла китайским компаниям. Да и 49% железной дороги, по которой будут перевозить уголь с «Тавантолгой», также переходит китайской компании.
Если процентные ставки «Чингис-бондов» были 4,1-5,1%, то следующих бондов вырастут до 8-9%, наверное. Ставки бондов, выпущенных Банком развития и торговли в мае этого года, достигли 9,375%, а «Уолл Стритжорнал» пишет, что эффективность монгольских бондов будет всего 8%. Выпуск следующих бондов – вынужденный шаг, чтобы «спасти свою жизнь»: стабилизировать валютный курс, дотянуть до выборов, профинансировать свои проекты, пока есть власть. Но это – начала нового «Большого долга», и оправдание ему: «Экономику нужно расширять, а для этого нужны инвестиции».Л.Болормаа,mongolianminingjournal.com
Tags: монголия, новости, политика
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments