irina_Zaharova (irina_zaharovab) wrote,
irina_Zaharova
irina_zaharovab

О чем пишет Могольская пресса

НОВОСТИ МС ЗА 14 МАРТА 2016 ГОДА

Старая и новая Чайная дорога

Монголы хорошо знают Шелковый  путь, нежели Чайный  путь. Хотя в истории нашей страны большое влияние оказала именно Чайная дорога. Поэтому вкратце расскажу об истории Чайного пути.

История Чайного пути

                    
28 августа 1689 года на берегу реки Нэрчуу, что неподалеку от нынешнего аймака Дорнод, представители Российского Императора Романова и Китайской династиции Цин подписали один договор, что было самым первым в истории этих государств. Этим договором установили  границы двух государств, стороны договорились осуществлять взаимную торговлю, но из-за отсутствия дорог, связи и неопределенности некоторых вещей не выполнялось связанное с торговлей положение, и 20 августа 1727 года уже другим договором установили границы двух стран. 21 октября Кяхтинским соглашением определили основные принципы совершения торговли, что предоставляло благоприятные условия для торговли.




Чайный склад в  Кяхте

На основании этого договора россияне создали торговый пункт в Кятхе, а китайцы – торговый пункт Маймаачин. Через эти пункты почти 300 лет велась торговля двух стран. Через Кяхту-Маймаачин с китайской стороны обычно перевозили чай, поэтому дорогу, пролегающую через них, назвали Чайным путем. Конечной точкой, продолжающейся почти 9 тыс. км дороги, был город Москва.
         Чай, выращенный на южной и центральной части Китая, перевозили до Хаалган, а затем через Замын-Ууд, Чойр и Хурээ (прежнее название столицы Монголии) довозили до Кяхты. Для перевозки чая караван использовал 1000 верблюд. Таким образом, в сутки преодолевали 30-40 км дороги с грузом 200-400 кг чая. Из-за погодных условий караван отправлялся в путь весной и зимой. Помимо чая, перевозили также шелка, фарфоровые изделия. Караван обратно из Кяхты перевозил в основном шкуру животных, ткани, в том числе, произведенные в Англии, Германии.
         Исследователи писали, что торговля через Кяхту была для России самой прибыльной. В 19 веке по числу миллионеров Кяхта стояла после Москвы. В 1881 году Кяхту посетил американский журналист Ж.Кеннан, который писал, что через этот пункт в год ввозят и вывозят товары на сумму в 10-15 млн. долларов. Современным языком можно сказать, что Кяхта и Маймаачин были зонами свободной торговли.

Чайный путь оказала важное влияние в истории Монголии, в особенности, столицы. Караванщики, держащие долгий путь, обязательно делали остановку на берегу реки Туул, чтобы отдохнуть. Поэтому неслучайно на этом месте основали Хурээ или нынешнюю столицу Улаанбаатар.

Столица Хурээ располагалась на главной дороге, соединяющей Россию и Китай, то есть, на Чайной дороге, поэтому с 1786 года там располагался Маньчжурский губернатор, а с 1861 года было создано Российское консульство, что подтверждало, что она стала местом, признанным на международном уровне. Мало того, Хурээ постепенно стала центром монгольской администрации и религии, и развивалось, как крупный международный торговый центр. Перевезенные из Китая и России товары распространяли из Хурээ по всей Монголии. Поэтому можно утверждать, что почти 300 лет назад монголы занимались транзитным транспортом, соединяя не только Россию и Китай, но Азию и Европу.

Чайный путь нового времени



Пямятник «Караван  верблюдов» в Улаанбаатаре

Согласно подписанному в 1946 году между МНР и СССР Соглашению о сотрудничестве, с 1947 по 1956 годы велось строительство железнодорожного маршрута «Улаанбаатар», который пролегает по дороге Чайного пути, поэтому есть полное обоснование считать это Чайным путем нового времени.
По Чайному пути ездят поезда, а не караваны. Другими словами, эта Трансмонгольская железная дорогая, как и прежняя Чайная дорога, успешно выполняет свою роль главной дороги, соединяющей не только Россию и Китай, но Азию и Европу. С этой дорогой напрямую связано развитие Монголии. Нынешние дома, здания, объекты Улаанбаатара, предприятия Дархана, предприятие Эрдэнэт были воздвигнуты благодаря этой дороге.
В 19 веке железная дорога прямо влияла не только на развитие экономики станы, но и на полномочия. Например, в конце 19 века развитые государства того времени получали права на строительство в Китае железных дорог, превращая близлежащие территории зонами своего влияния. В то время обсуждали вопрос строительства железной дороги по направлению из Кяхты до Хурээ, а также по маршруту Хаалган -  Хурээ. Но по многочисленным причинам, в том числе, по финансовым причинам, не смогли ее проложить. Если бы проложена  была одна из них, то нынешнее развитие Монголии могло быть другим. В те времена над строительством 1 км железной дороги должны были работать 20-25 человек, но в кочевой Монголии с немногочисленным населением, набрать столько было невозможно. А даже если набрали бы, то вряд ли могли выполнять такую работу. Поэтому работали бы иностранные рабочие силы.
После Второй мировой войны на международном уровне было подтверждено статус-кво нашего государства, мы стали граничить с двумя дружественными странами, поэтому условия стали другими, и в середине прошлого года при помощи СССР построили Улаанбаатарскую железную дорогу, которая внесла и продолжает вносить большую лепту в развитие Монголии.
Помимо железной дороги вдоль маршрута прежней Чайной дороги, сдали в эксплуатацию также автодорогу. Кроме того, проводятся исследования о прокладке по данному маршруту линии высоковольной электроэнергии, а также газопровода. Также над этим маршрутом возвышается воздушная дорога, соединяющая Россию и Китай. Эти ныне эксплуатируемые дороги, и запланированные на реализацию проекты монголы в последнее время стали называть «Степной дорогой».
В последнее время монгольские, российские и китайские ученые, исследователи оргаинзуют много встреч, форумов по теме Чайного пути, а туристические фирмы проводят туры по данному маршруту. Подитоживая все это, хочу отметить, что Монголия, находящаяся посреди двух великих держав, будет, несомненно, получать большую экономическую выгоду, благодаря развитию транспортной инфраструктуры вдоль Чайного пути. Л.Хангай baabar.mn
Tags: история, монголия, новости, политика
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments