irina_Zaharova (irina_zaharovab) wrote,
irina_Zaharova
irina_zaharovab

В чем суть краткого визита господина С.Лаврова в Улаанбаатаре ?

У Монголии только два соседа – две сверхдержавы, которые являются двумя из пяти Постоянных членов Совета безопасности ООН и во многом определяют геополитику и геостратегию в мире, в том числе, в Восточной Азии. Поэтому гео-интересы этих стран и присутствуют в Монголии, так как она находится между ними в их пространствах влияния.
Предложения и выступления наших лидеров по постоянному нейтралитету Монголии, затрагивающим  интересы РФ и КНР, начали привлекать их внимание.

Много лет проработавший Чрезвычайным и Полномочным послом в Монголии В.Самойленков конце 2015г. писал о нашей инициативе постоянного нейтралитета: «Что изменилось в мире и в регионе и поставило под сомнение стратегическую стабильность, обеспечиваемую благоприятными для Монголии интеграционными процессами в Азии? Какие новые угрозы и вызовы увидели в Улан-Баторе, нейтралитет между кем и кем там хотят себе обеспечить? Вряд ли речь идти о снижении степени доверия к двум непосредственными соседям. Или, может быть, идея нейтралитета должна рассматриваться как свидетельство несостоятельности концепции «третьего соседа», признание ее непродуктивности? Словом, вопросов возникает немало.
Пока на них ответа найти не удалось. В этой связи представляется, что идея объявления постоянного нейтралитета Монголией больше связана с желанием ее руководства привлечь внимание международного сообщества к своей стране, нежели с решением каких-то конкретных, практических задач ее внешней политики. Сталкиваясь с весьма сложной экономической ситуацией, ростом критических настроений в обществе, острой внутриполитической борьбой, Улан-Батор пытается искать выход из накопившихся проблем за счет более энергичной внешней политики». Его статья выражает в довольном деликатном тоне, косвенным путем  российскую позицию.

Как свидетельствует член ВГХ Г.Уянга, руководство Госдумы высказало позицию РФ по нашей инициативе постоянного нейтралитета Спикеру ВГХ, прибывшему с визитом в конце 2015г., в более официальной форме.

Перед тем, как вылететь в Улаанбаатар, министр иностранных дел РФ Сергей Лавров 12 апреля встречался с журналистами в Москве. На вопрос: «С какими геополитическими испытаниями столкнулись Монголия и Россия?», он ответил: «Российская Федерация и Китай, не побоюсь сказать за наших китайских друзей, как два ваших великих соседа будут делать все, чтобы оградить нашу дружественную Монголию от попыток вмешательства в процессы вашего внутреннего развития». На первый взгляд кажется, что его слова будто бы обращены третьем соседам. Но есть один вопрос, относительно которого Россия от своего и от имени Китая может делать высказывание Улаанбаатару.

Дело в том, что через 20 лет после Ашхабада, Монголия, выступая с собственной инициативой на Генассамблее ООН, с осени 2015г. начала слово в слово повторять выступления Туркменистана, объявившего в 1995 г о своем статусе постоянного нейтралитета.
Никто во всем мире, особенно из тех, кто граничит с Россией напрямую, не осмеливается выступать подобным и непонятным образом. И когда вдруг маленькая и дружественная Монголия пошла на такой шаг, и более того начала упорно добиваться этой цели, наши соседи реагириуют  на это   с  большим удивлением и с недобрым предчувствием.

Ситуация в Туркмении в то время была очень сложной и совсем иной, в отличие от нынешней нашей. На ее территории располагалась российская военная база, и если продолжать позволять ей находиться у себя в Туркмении, то она может стать в заклятого врага афганских фанатов и получить удар с юга. Кроме этого, в соседнем Таджикистане набирала силу оппозиция, опиравшаяся на радикальных мусульман, и готовая ударить с запада  Ашхабад.Так что единственным выходом избежать окружения этих многочисленных врагов, был вывод российских войск за пределы страныи и  получить, таким  образом  передышку, чтобы найти общий язык со своим окружением. 
С времен СССР Туркменистан был в многом зависимым от России. И поэтому единственным способом сохранить баланс в взаимоотношениях с северным соседом, не разругавшись с ним, чтобы, как говорится, и волки остались сыты, и овцы – целы, нужно было объявить о своей нейтральной политике. Поэтому он объявил о своем новом статусе с  трибуны ООН, приняв обязательства перед международным сообществом последовательно приддерживаться  им. Тем самым туркменам удалось добиться мира и согласие, договорившись с афганскими моджахедами и тажикской оппозицией, США и Западом, которые в той или иной степени стояли за оппозицией. С тех пор прошло 20 лет.Хотя Туркменистан достиг поставленных целей, но его взаимоотношения с Россией до сих пор желают лучшего. Туркменистан ослабил политическое и военное влияние и присутствие РФ в Центральной Азии, не став членом ОДКБ, и держит дистанцию с ШОС в пользу  политики США и Запада.
Туркменистан, владея огромными ресурсами природного газа, экспортирует его во многие страны, и занимает одно из высоких мест по уровню жизни и другим экономическим показателям среди стран Центральной Азии. Это действительно самостоятельная страна с огромным, по сравнению с нами, экономическим и финансовым потенциалом. Она сумела привлечь инвестиции многих западных стран, как Германия, Франция и США, в отличие от нас за прошедшие 20 лет.Тем самым он сумел укоренить их экономические интересы у себя.
Как писал посол Ж.Энхсайхан, США, Англия и Франция еще в 1997г. предлагали Монголии отказаться от своего безъядерного статуса и провозгласить себя нейтральной страной, беря пример с Туркменистана. С тех пор «третий сосед» не делал нам этого предложения и даже забыл о нем. Но, когда Монголия решила без всяких поправок, прямо скопировать инициативу Туркменистана,что отдаляло ее от ее великих соседей, понятно, что соседям это не понравилось.
Монголия в отличия от Туркмении полностью зависит от своих соседей в экономическом и финансом плане: топливо, торговля, транспорт, электроэнергия.

К тому же страна находится в зоне их прямого геополитического интереса.
Но мы забыли об этом и «слегка» увлеклись. Особенно сегодня, когда противостояние между Западом во главе с США с одной стороны, Россией и Китаем с другой усиливаются, идет борьба за зоны влияния и присутствия, наш голос в пользу нейтралитета звучит тем более несвоевременно.
            Понятно, что Президент, Премьер-Министр и министр иностранных дел Монголии в меру своих возможностей разъяснили С.Лаврову монгольскую идею насчет нейтралитета и просят его поддержки. Скорее всего, именно для этого пригласили его посетить Монголию с визитом. Но, он не проронил ни слова поповоду поддержки нейтралитета УБ-а. Более того, в своей лекции, прочтенной перед монгольскими дипломатами и политиками, С.Лавров ясно дал понять в противовес  «нейтралитета монголии»: «Создать одной “оазисы безопасности” не получится». Привлекает внимание, что все российские электронные СМИ процитировали именно эту фразу С.Лавровав в  своих заголовках.                                                                        Осенью 2015г. Президент Монголии посетил КНР с официальным визитом и в меру своих способностей объяснял китайским лидерам свою идеологию нейтралитета, но в Декларации, подписанной по итогам визита, китайская сторона не включила ни одного слова в пользу монгольской инициативы. И это было не случайно.
Более того, с 2014 года на китайских сайтах, подвергающихся  жесткой цензуре и контролю, особенно на сайтах, распространенных среди военных кругов, как junshi.xilu.com, начали писать: «Реальной силой Китай и Россия крепко удержат Монголию в рамках своих геополитических интересов. Мы не предоставим больше шанса странам Запада. Есть страны, заинтересованные в том, чтобы превратить Монголию в «поле нового боя», как Южную Корею, Южную Америку и Украину после стычки с Россией. Если Монголия будет работать рука об руку с Россией и Китаем,то США, ЕС и Япония не смогут вмешаться со стороны и противостоять этим результатам. Нет ничего удивительного в том, если Россия и Китай пойдут, подхватив Монголию «под локоть».Не случайно эти публикации по смыслу совпадают с улаанбаатарскими выступлениями С.Лаврова.
С 2014 года  начал формироваться механизм монголо-российско-китайской трехсторонней встречи на высшем уровне. С.Лавров во время пребывания в УБ подчеркнул  значимость этого  механизма с точки зрения российской и китайской позиции, попутно  облапошив нас? Потому что, выдвинув это предложение, Улаанбаатар предоставил России и Китаю прекрасную возможность лицом к лицу встретиться и посоветоваться именно по Монголии и  в последующим согласовывать свои позиции по монгольским вопросам.                                                                              Раньше у двух великих соседей было огромное желание обсудить судьбу Монголии тет-а-тет, но ни одна из сторон не осмеливалась пойти на это. И каждая из сторон избегали брать на себя инициативу. К счастью, Улаанбаатар сам выдвинул предложение. Ходят слухи, что соседи с радостью подхватили его и начали использовать в пользу собственных интересах. Возможно, они не так уж и не обоснованы.
Таким  образом была сформирована «Монголо-российско-китайская встреча на высшем уровне», - механизм, благозвучный для нас, но более эффективный для соседей. Сомнительно, чтобы Россия и Китай сегодня могли бы так же поучать и давать рекомендации от имени друг друга в Улаанбаатаре, если бы монголы не выдвинули эту инициативу в 2014г.                                                                                                Конечно, прошли времена, когда Москва чихала, Улаанбаатар – кашлял. Но методика копирования туркменского постоянного нейтралитета нам не подходите доросли мы еще до нее.В геостратегическом и географическом положении Монголия находится в зоне китайского и российского влияния, и у монголов пока не хватает силенок, чтобы умышленно или случайно предпринимать шаги, могущие вызвать у них непонятное впечатление. И непонятно, когда эти «силенки» появятся у нас в будущем.
Свое выступление на открытии Экономического форума Монголии-2016, наш Премьер-Министр начал со слов: «Прошли те времена, когда монгольские вопросы решали в Пекине или Москве». Возможно, российский министр иностранных дел на несколько часов задержался в Улаанбаатаре, чтобы дать ответ на громкий голос нашего Президента, с трибуны ООН – объявившего о желании нашей страны по постояннему нейтралитету.
Также С.Лавров напомнил, что каждая сторона лишь выиграет, если Монголия сконцентрирует свое внимание на продвижении проекта «Строительство монголо-российско-китайского транспортно-экономического коридора, увязавшего между собой проекты «Шелковый путь» и «Степная дорога», как рычаг развития экономического и геополитического региона в Евразии», который обсуждали в рамках трехсторонней встречи на высшем уровне. Согласно его совету, это поможет увеличить транспортный и торговый оборот, улучшив конкурентоспособность трех стран. Более того, он высказался за положительный подход России к  запросу монгольской стороны на получении российского кредита.
Действительно, что делать, если мы, гоняясь за одним нейтралитетом, который явно не получает поддержку и понимания у соседей, останемся одни в огромной степи, на обочине мировой цивилизации,а  проект Монголии «Степная дорога» останется лишь на бумаге? Бесспорная правда, с которой мы ничего не можем поделать, заключается в том, что судьба Монголии зависит не только от нас, но и от соседей во многом.
Ни одна нация не развивается, оторвавшись от других. Более того, тесные отношения с ближайшими соседями помогают ей подняться на ноги. Не лучше ли нам сегодня поискать пути полной эксплуатации всех возможностей, опираясь на более сильных соседей, у которых гораздо больше потенциала для реализации проекта «Степная дорога», чем под предлогом постоянного нейтралитета запереть себя.
Б.Баасансурен ,POLIT.MN
Tags: лавров, монголия, новости, политика
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments