irina_Zaharova (irina_zaharovab) wrote,
irina_Zaharova
irina_zaharovab

В истории Монголии была модель лучшей государственной структуры

О чем пишет монгольская пресса 26 декабря 2016 года


Представляем  вашему  вниманию интервью  доктора исторических наук Д.Улзийбаатаром, авторомкниги «Почему 1937г?» и аудио-книги «Монголы», сделав ее общественнодоступной.
-                      http://gstat.mn/newsn/images/ck/2016/11/28/ulziibaatar-121529-403424633.jpeg У нас нет комплексного знания истории, и из-за этого мы, возможно, упускаем из виду какие-то моменты, или забываем о них. Например, в 1924г. была провозглашена МНР и утверждена Конституция, но мы забыли об этой дате. Это ошибка?
-                      Конечно, это можно назвать ошибкой. Общественность благосклонно приняла тот факт, что ВГХ принял решение возродить празднование этого дня.
-                      Расскажите подробнее о значимости тех событий 1924?
-                      Очень важно знать, какие события предшествовали тому дню. Сегодня историки заново пересматривают события и условия, сложившиеся в стране после Народной революции 1921г. Раньше считалось, что при содействии советских товарищей и под влиянием Октябрьской революции в Монголии произошла так называемая «Экспортная революция». Сегодня мы пытаемся рассмотреть те события со многих точек зрения. Судя по событиям в Монголии, и национально-освободительное движение 1911г., и Народная революция 1921г. были обусловлены внутренними событиями и стали результатом действий и желаний самих монголов. Национально-освободительное движение 1911г. помогло избавиться от Маньчжурского ига, но не достигло поставленных конечных целей, потому что в 1915г. в г. Кяхте было подписано соглашение, согласно которому Монголия превратилась в автономную провинцию Срединного государства. Но за период 1915-1919 гг. в мозгах монголов отложилось осознание, что Монголия должна быть суверенной страной, поэтому они ни за что не должны признавать автономию. Поэтому нам удалось преодолеть внешнее давление. После Октябрьской революции влияние большевиков увеличилось. Китай стремился уничтожить монгольскую автономию и установить свою полную власть. Правительство Богдо-хана придерживалось другой политики и осторожно относилось к обоим соседям, как доказывают сохранившиеся документы.
-                      Какие документы?
-                      Например, в декабре 1917г. Сайн-Ноён-хан Намнансурэн побывал в Иркутске и встречался там с российскими революционерами. Этот момент был упущен из социалистической истории, но сохранился в путевых заметках и мемуарах историка Бат-Очира, Лонжида,Улзийнарана и других людей, сопровождавших министра. Намнансурэн пытался узнать о целях и политике Советской России, какими могут быть результаты сотрудничества с ней, выгодно ли это для возрождения суверенитета Монголии? К сожалению, через 2 года после этого Премьер-Министр Намнансурэн был убит, а его политика осталась незавершенной
-                      Кто именно убил его?
-                      Группа лиц под лидерством Шанзав-Бадамдоржа убедила Богдо в необходимости его смерти. Историки связывают это с противостоянием светских и духовных феодалов. После этого Шанзав-Бадамдорж был назначен Премьер-Министром, а влияние Срединного государства в Монголии расширилось. Аристократы, до этого стоявшие у руля власти и боровшиеся за независимость, потеряли влияние. Князей и монахов начали делить по происхождению. Светская аристократия начала теснить духовную. В результате в ноябре 1919 года Монголия отказалась от автономии и перешла под правление Китая. Было учреждено министерство «Си Лин Пу», которое решало монгольские дела от имени Китая. В это же время сформировалась анти-китайская идеология, а желание бороться распространилось среди общественности. Образованные чиновники, как Данзан, Бодоо и Сухбаатар, подхватили «знамя борьбы» и учредили свою группу, которая впоследствии была преобразована в партию. Консульскую группу возглавлял Д.Бодоо, столичную - С.Данзан, аристократов  С.Магсаржав. 25 июня 1920 года  они объединились и учредили Монгольскую Народную Партию. Первое партийиное заседание проходило в юрте Данзана, во время которого Бодоо отрезал ножку хозяйского стола и вырезал из нее партийную печать. Все это были предпосылки 1924г., хотя у некоторых людей и создалось неверное впечатление.
-                      Что вы имеете в виду?

-                      Они рассматривали эти события лишь с одной, политической точки зрения, и считают, что события 1924г. положили начало коммунистическому правлению. Что они сдались перед коммунистической идеологией, поэтому монголы пошли по другому социальному пути развития. Поэтому они противостовляют некоторые исторические события. К примеру, МНП пыталась стереть некоторые события, поэтому ограничилось отметкой этого дня, поэтому партиям не стоит вмешиваться в историю. Хотя в годы социализма были совершены ошибки в изучении истории, чтобы общественность сохраняла верность идеологии социализма и коммунизма. Поэтому роль феодалов в тех событиях умалчивалась.
-                      Говорят, короткое время в Монголии было два Правительства?
-                      Да. В столице функционировал Кабинет министров Богдо-гэгээна, когда в марте 1921г. МНП созвала в Кяхте III съезд партии, учредила ЦК МНП и утвердила Устав и программу. Также 26 марта 1921года  был сформирован штаб для подготовки Народной Армии к восстанию. Это и было Временное народное правительство. Но у обоих правительств были одинаковые задачи, поэтому 10 июля КМ Богдо-гэгээна торжественно вручил печать своим преемникам из Народного правительства. Сам Богдо был провозглашен ханом с ограниченными правами. На современном языке новое Правительство можно назвать коалиционным. В его состав входили представители народа, чиновников и аристократии, а Премьер-Министром был назначен Бодоо. Оно простояло до ноября 1924г.
-                      Именно за этот период произошли основные перемены?
-                      Да. В годы, когда страной руководили Бодоо и Жалханз-хутагт Дамдинбазар, был заложен фундамент для укрепления народной власти. Реализовалась передовая политика, отрекались от всего старого. Например, от крепостных прав. Был разработан документ об ограничении прав аристократии. Появились Верхняя и Нижняя парламентские палаты, а формой правления была выбрана конституционная монархия. Так начались работы по разработке проекта Конституции.
-                      Наверное, было непросто разработать первую Конституцию?
-                      Решение об этом было принято еще в мае 1922г. Рабочей группе Министерства суда под руководством Магсаржава было поручено составить проект в течение 3 месяцев, но отчего-то на основе документа, разработанного в годы автономного правления. Начало конституционному процессу было положено в 1911-1912 гг. Например, в 1914г.по поручению Сайн-Ноён-хан Намнансурэн просветитель Жамсрангийн Цэвээн составил модель документа, названного Государственным правом (Улсын эрх). Группа Магсаржава к 1923г. составила документ «Конституция Монгольской Народной Республики с ограниченным правлением» (Монголын хэмжээт засагтай Ард улсын Үндсэн хууль), состоящий из 6 глав и 26 статей. Согласно ему, у страны должны были быть хаан с ограниченными правами и парламент с двумя палатами. К сожалению, в мае 1924г. Богд-хаан скончался, и монголы остались без императора. Пришлось выбирать другую форму правления. В августе, в рамках III съезда был выбран некапиталистический путь развития и провозглашена Республика. Была учреждена новая комиссия по разработке Конституции, в состав которой вошли Б.Цэрэндорж, Элбэгдорж и Ренчино, а также советские представители Всесвяткий и Рыскулов. Они взяли за основу советскую Конституцию 1918г., и этот документ был утвержден 26 ноября 1924года. Страна была переименована в МНР, и эти события определили судьбу страны на 50-60 лет наперед.
-                      Расскажите о значимости первой Конституции?
-                      Утверждение Конституции было огромным достижением и главным событием ХХв. Единственный недостаток был в том, что она поставила партию над правительством, и это продолжалось до 1990г. Но эта ошибка продолжается по сей день. Сегодня страной руководит МНП, разве нет? Поэтому нужно извлекать уроки из истории, а не судить ее.
-                      Но разве определение государственной политики партией – это хорошо?
-                      Нет, конечно. Но если раньше все решала одна партия, то с 2000г. это стали делать две: МНП и Демпартия, которые по очереди руководили страной. В результате они раскололи народ на две части. Неприязнь к противоположной стороне ослабляет государственность в Монголии, потому что установилась система, которая защищает интересы не народа, а одной партии или группировки.
-                      Что нужно делать, чтобы исправить ситуацию?
-                      Вспомнить об исторической борьбе монгольского народа, пересмотреть прежние конституции, и только потом браться за реформы. Я считаю, что если хотите пересмотреть Конституцию от 1992г. и усовершенствовать избирательную систему, то нужно жестко следовать основным принципам демократии. Я считаю 430 депутатов, утвердивших новую Конституцию, классическим народным представительством, ведь их мнение идеально соответствовало коренным интересам народа. Название парламента неважно. Нужно лишь учитывать монгольские особенности.
-                      Что вы имеете в виду под монгольскими особенностями?
-                      Сегодня в стране соседствуют кочевая и оседлая цивилизации, но избирательная система забыла о кочевниках. Она считает кочевое хозяйство не цивилизацией, а отсталостью, хотя именно кочевая культура несет в себе ценности монгольского народа. Избирательная система берет за основу оседлую цивилизацию, поэтому подчиняется количеству населения при выборе депутатов.
-                      И что нужно делать?
-                      К примеру, интересы жителей сомона Арбулаг аймака Хувсгул резко отличаются от интересов жителей сомона Номгон аймака Умнуговь, потому что они живут в разных климатических условиях, ведут разное хозяйство. Поэтому оба сомона должны иметь по собственную представителю в Парламенте. Зато интересы жителей юрточных районов Сонгинохайрхан и Баянзурх совершенно одинаковы. Зачем нужны десятки представителей этих районов? Поэтому закон должен подчиняться не количественному, а качественному принципу. Система народного представительства в парламенте неверна, поэтому ВГХ подвергается такой критике и не пользуется авторитетом, утверждает законы, далекие от жизни. Очень много законов, которые не знают даже юристы. Большинство избирателей не считают сегодняшних чиновников своими представителями. Государственная политика находится в тупике, и по этому пути нам далеко не уйти.
-                      Пусть последний вопрос останется за вами.
-                      История свидетельствует, какими мудрыми были наши предки, поэтому нам стоит просмотреть все утвержденные ими законы, которые заложили правильный фундамент последующего развития. Я благодарен, что 26 ноября вновь объявлен всенародным праздником, и так понимаю, что этот день служит призывом уважать историю и помнить ее уроки.газета “Зууны мэдээ”
Tags: монголия, новости, политика
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments