irina_Zaharova (irina_zaharovab) wrote,
irina_Zaharova
irina_zaharovab

М.Энхсайхан: Соглашение можно будет оценивать лишь по конечным результатам

НОВОСТИ МС ЗА 6 МАРТА 2015 ГОДА

Представляем вашему интересу беседу с министром Монголии М.Энхсайханом:
- Начался третий этап переговоров по проекту «Тавантолгой». Расскажите, насколько успешно идут переговоры? Решили ли стороны какие-то вопросы?
- Не бывает простых переговоров. Каждая сторона имеет собственные интересы и стремится их защитить. Сложно найти баланс. Конечно, сторонам удалось достичь договоренностей по многим вопросам. На правительственном уровне будут подписаны инвестиционное и концессионное соглашения. Стороны обсуждали около 350 вопросов, большинство решены, но остались самые сложные. Это крупный проект, который будут реализовать 30 лет, поэтому стороны стараются обосновать свои позиции и провести исследования. Например, с правовой точки вопрос передачи долга перед компанией «Чалко» может быть проблемным.
- Почему? Говорят, переговоры остановились именно по этой причине?
- Правительство получило кредит на сумму 350 млн. долларов США, когда цены на уголь были высокими. Но сегодня ситуация резко изменилась: цены сильно упали. Остаток долга достигает 150 млн. долларов США, и компания «Эрдэнэс Тавантолгой» должна расходовать эти средства с добычи угля. Но проблема не в этом. Согласно соглашению, подписанному с “Чалко”, компания «Эрдэнэс Тавантолгой» должна продавать этой компании весь уголь, добываемый на участке Восточный Цанхи, пока не будут покрыты все долги, а после – 80% в течение еще 5 лет. Мы стараемся найти решение. Нужно время, чтобы детально рассчитать последствия соглашения, подписанного с «Чалко». Если будут допущены ошибки, может сложиться ситуация, что Правительство и консорциум должны будут оплатить штраф на сумму 50 млн. долларов США. Или, даже, нас вызовут в международный арбитражный суд, как в случае с компанией «Хан ресурс».
- С какими проблемами столкнулись панельные переговоры «Тавантолгой»?
- Нет особых проблем, которые можно было бы перечислить. Могу лишь сказать, что стороны эффективно работают, чтобы однозначно решить все вопросы. В состав рабочих подгрупп входят только наши специалисты, и я очень доволен, что почти все вопросы решаются на этом уровне.
- Можете рассказать, по каким вопросам уже достигнуты договоренности?
- Соглашение можно оценивать лишь по конечным результатам. Я много раз говорил, что мега-проект может либо добиться успеха, либо рассыпаться, как разбитое стекло. Другого выбора нет. Поэтому прошу всех терпеливо дождаться подписания соглашения.
- Повлияет ли арест директора АК «Эрдэнэс Тавантолгой» Я.Батсууря на ход переговоров?
- Наверное, правоохранительные выполняют свою работу. Я обращался к ним с просьбой не арестовывать его, чтобы он мог продолжить выполнять свою работу и ходить на допросы, но на меня обратили ноль внимания. Этот арест негативно повлияет не на результаты, а атмосферу переговоров. Ведь монголы так любят распускать слухи.
- Есть опасения, что между Правительством и Парламентом появился раскол из-за железнодорожной линии Тавантолгой-Гашуунсухайт. Могут ли переговоры остановиться по этой причине?
- Между государственными институциями нет крупных разногласий. Я считаю, что не стоит поддерживать недопонимание некоторых политиков.
- Некоторые не согласны с условием передачи 51% железнодорожной инфраструктуры монгольской стороне через 30 лет. Как будет решен этот вопрос?
- Это не требование, а одно из тендерных условий. Инвесторы согласны выполнить условия, перечисленные в постановлении Правительства №268.
- Монгольская сторона не отклонится от принципа сохранить влияние отечественной компании и вывести продукцию на рынки третьих стран?
- Это также одно из тендерных условий, перечисленных в правительственном постановлении №268, и у меня нет права отклоняться от него.
- Некоторые считают, что ВГХ обязан обсудить проект соглашения «Тавантолгой». Что вы можете сказать по этому поводу?
- ВГХ поручил Правительство подписать инвестиционное и концессионное соглашения по проекту «Тавантолгой». Но как высший законодательный орган, ВГХ может и отозвать,и обсудить любой вопрос. Это – в рамках его полномочий. Но мега-проект может рухнуть на любом этапе. Так что я открыто выражаю сомнение, стоит ли Парламенту принимать на себя такой риск?
- Что мешает реализации мега-проекта «Тавантолгой» сегодня?
- Самая главная проблема – отсутствие доверия. Монголы не доверяют не только другим, но даже себе. Поэтому инвесторы не доверяют нам. Плюс к этому мы – безответственные. Каждый боится, что о нем скажут впоследствии другие? Сложно будет обрисовать всю картину, но можно сказать, что мы сами мешаем своему мега-проекту.
- Некоторые опасаются, что проект может быть заморожен под давлением с тайными политическими причинами?
- Да, «подковерная борьба» ведется очень активно. Я вижу, как некоторые стремятся заморозить наш проект. Но я не хочу «сыпать соль на рану» и говорить что-либо по этому поводу. Популизм и чрезмерная политизация – не в интересах Монголии.
- Как будет решен вопрос роялти и инвестиции на сумму 4 млрд. долларов США?
- По предварительным расчетам для реализации проекта необходимы 4 млрд. долларов США, из них около 1 млрд. уйдут на железнодорожное строительство. Проект будет выплачивать все налоги, установленные законом Монголии, и самый главный из них – роялти, налог с эксплуатации минеральных ресурсов. В угольной области он достигает 5%, но может вырасти до 8%, если вырастают рыночные цены на уголь. У Мозамбике этот налог достигает 3%, в Китае – 4%, Индонезии – 3%, России - 57 рублей с тонный, Казахстане – 0%.
- Когда вы планируете подписать инвестиционное соглашение? Правительство установило сроки до мая. Есть ли возможности «перевыполнить план»?
- Лично у меня нет никакого интереса тормозить этот проект. Если переговоры пройдут успешно, хотелось бы приступить к созидательным работам уже этой весной. К сожалению, решение зависит не только от нас.
- Если инвестиционное соглашение будет подписано еще в этом месяце, какой будет первая эффективность для нашей стороны?
- Начнутся строительные работы. Многие люди получат работу и источник доходов. Многие национальные компании могут работать поставщиками. Несомненно, это будет экономически значимый и эффективный проект. "Өдрийн сонин"
Tags: монголия, новости, политика
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments