irina_Zaharova (irina_zaharovab) wrote,
irina_Zaharova
irina_zaharovab

Монголо-японское соглашение открывает большие возможности для партнерства

НОВОСТИ МС ЗА 24 МАРТА 2015 ГОДА






Прошел почти месяц, как ВГХ ратифицировал монголо-японское соглашение – первое для монгольской стороны соглашение об экономическом партнерстве.
По расчетам официальных лиц, Парламент Японии ратифицирует данный документ в мае этого года, и тогда он вступит в силу. Если документ будет ратифицирован в Парламенте, то сформируются возможности для монголо-японского партнерства по условиям даже ниже, чем генеральная система скидок и льгот, которой следуют среди стран-членов ВТО. Согласно соглашению, более 90% суммы двусторонних торговых отношений будут сразу или поэтапно в течение 10 лет освобождены от таможенных налогов. Для Монголии, несущей постоянные внешнеторговые убытки, в том числе и с Японией, это соглашение открывает совершенно новые двери. За прошедшее время СМИ достаточно писали о самом соглашении, но сегодня пришло время рассмотреть некоторые его экономические аспекты.
Начиная с 2005г. в стране начали говорить о том, что необходимо подписать соглашение об экономическом партнерстве с какой-либо страной. В свое время была сформирована исследовательская группа Монгольского государственного университета, которая должна была рассчитать, с какой из основных торговых партнеров Монголии: РФ, КНР, Японией, Республикой Кореей, США или Канадой – выгоднее подписывать соглашение о свободной торговле. В результате были сделаны выводы в пользу Японии, на основании которых начались межправительственные переговоры. Согласно международной практике, стороны формируют совместную исследовательскую группу для достижения договоренностей по сути соглашения. И если обычно стороны тратят для этого до трех месяцев, то Монголии и Японии потребовалось три года.
Но ведь бывают и страны, которые не могут договориться и через 7-8 лет. У подобных соглашений бывают не только положительные, но и негативные последствия. Оно способно не только увеличить внешнеторговый оборот, но и улучшить конкурентоспособность импортных товаров, привести в упадок национальное производство, что приводит к росту безработицы. Но, как поясняет замдиректора Департамента экономического сотрудничества МИД А.Ариунаа, к подобным последствиям приходят страны с примерно одинаковым уровнем развития, так что для Монголии, подписывающей аналогичное соглашение с Японией, подобного риска не будет. Т.е., подобное соглашение рискованно для Японии и США, которые производят одинаковые автомобили и имеют одинаковый уровень развития.
Как упоминалось ранее, Монголия всегда несла убытки при внешнеторговых отношениях с Японией. Например, в прошлом году они достигали 343.4 млн. долларов США. Это означает, что импорт превышает экспорт на эту сумму. Что касается импорта, то Япония является третьим крупным партнером нашей страны после Китая и России, и большую часть импорта составляют автомашины и оборудование. Аннулирование таможенных налогов позволит снизить цены на автомашины, но монголы опасаются, что из-за этого упадут бюджетные доходы.
Но это не означает, что все японские машины будут освобождены от таможенных налогов - только машины марки “ToyotaPrius”, проездившие 0-3 года и имеющие гибридные двигатели. Если срок эксплуатации достигает 4-6 лет, то с каждым годом налоги будут снижаться на 0,5%, пока не будут аннулированы в течение 10 лет. Другими словами, если сегодня налоги достигают 5%, то в первый год они будут снижены до 4,5%, на второй – до 4%, на третий – 3,5% и т.д. Судя по опыту прошедших лет, автомашины, бывшие в эксплуатации 0-3 года, составляют 28% импорта, 4,-6 лет – 10%, 7-9 лет – 0,3%. При этом стороны договорились, что импорт автомашин, бывших в эксплуатации более 10 лет, не регулируется данным соглашением.
Как сообщает Минфин, таможенные налоги составляют всего 7-8% бюджетных доходов. По результатам монголо-японского соглашения в первый год они могут упасть на 0,22%, но по истечении времени налоговые доходы вырастут. По мнению преподавателя Школы бизнеса при Монгольском государственном университете, экономиста Н.Отгонсайхана, не смотря на падение таможенных доходов вырастут инвестиции, и путем развития отечественной промышленности вырастут подоходные налоги хозяйственных единиц, что в результате приведет к росту бюджетных доходов от налогов.
А вот экспорт в страну «Восходящего солнца всегда был низким. И хотя в прошлом году он вырос в два раза по сравнению с прошлым годом, он достиг всего 24,4 млн. долларов США, как сообщает Главное таможенное управление. Почти 90% экспорта составляют козий пух и кашемир, плавиковый шпат и коксующийся уголь, в то время как оборот японского рынка шерстяных, кожаных и вязаных изделий достигает 600 млн. долларов США. Это означает, что Монголия занимает всего 0,1% этого рынка. Чтобы выйти на этот рынок, монгольские производители должны преодолеть чрезвычайно высокий налоговый порог – 10-14%. Монголо-японское соглашение позволит поэтапно аннулировать этот тариф, что позволит увеличить конкурентоспособность монгольских товаров на японском рынке, открывая предприятиям новые возможности.
Льготы на этом не останавливаются. Поэтапно будет снижен налоговый порог в 20% с кожаных изделий и пушнины, 25-40% с горнорудной продукции, 5-20% мучных изделий, 16-25% с алкогольных и ягодных напитков. Другими словами, это соглашение поможет осуществить мечту о «радужной» экономике и независимости от горнорудной отрасли. Суммарно поэтапно будут снижены таможенные налоги с 5700 видов монгольских и 9300 видов японских товаров.
По объему экономики Япония занимает третье место в мире, так что подписание соглашения об экономическом партнерстве с такой страной станет положительным сигналом на международном рынке и для иностранных инвесторов, потому что соглашение позволит сформировать реальные экономические интересы с этой страной.
Аналитики подчеркивают, что по данному соглашению монгольская сторона принимает на себя обязательства сформировать стабильные инвестиционные и бизнес условия. С другой стороны, партнерство с индустриальной Японией с высокими технологиями позволит отечественным компаниям производить новые виды продукции, увеличит их конкурентоспособность, снизить цены и улучшить качество их товаров. Чрезмерно зависимая от горнорудной отрасли экономики останется позади.
Первым требованием для подписания соглашения об экономическом партнерстве является давление бизнесменов. Как говорил экономист Ч.Хашчулуун, подобные соглашения являются первым и самым важным шагом по поддержке бизнесменов, особенно при сегодняшних условиях экономических осложнений.
Японский рынок является не только дорогим, но и весьма придирчивым и уделяющим огромное внимание санитарным нормам. Если монгольская продукция будет отвечать требованиям такого рынка, она будет отвечать рыночным требованиям любой страны, что отроет новые возможности экспорта. В рамках данного соглашения японская сторона может поэтапно помогать развитию нашей сельскохозяйственной отрасли, в комплексном порядке решить вопросы создания новых лабораторий, подготовки кадров и закупки готового мяса и мясной продукции, как считает замдиректора Департамента МИД А.Ариунаа.
Специалист Управления инвестициями Э.Соёл-Эрдэнэ уточняет, что данное соглашение играет важную роль и в развитии капиталовложений. Япония занимает 12-е место среди стран, вкладывающих свои капиталы в нашу страну. Если за прошедшее время они достигали 207 млн. долларов США, то эти показатели могут вырасти до 400 млн. долларов США в год, когда соглашение вступит в силу, потому что увеличатся отрасли для будущих инвестиций. По мнению специалистов, самый большой интерес японской стороны привлекут отрасли туризма, технологий и промышленности, а также поиска и добычи редкоземельных элементов, которые являются «витаминами» высоких технологий. По расчетам рабочей группы за первый год действия соглашения бюджетные доходы упадут на 9,8 млн. долларов США, но при этом вырастут японские инвестиции и двусторонний внешнеторговый оборот.
Самой насущной проблемой на настоящий момент остается вопрос транспортировки. Самый короткий путь до Японии пролегает через территорию КНР, но в рамках августовского визита прошлого года Председатель КНР Си Цзиньпин подписал соглашение о развитии транзитной транспортировки. И когда данное соглашение вступит в силу, мы сможем в полной мере вкусить плоды монголо-японского соглашения об экономическом партнерстве. , ОНООДОР
Tags: монголия, новости, политика
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments