irina_Zaharova (irina_zaharovab) wrote,
irina_Zaharova
irina_zaharovab

Categories:

Великая Монголия, или маленькая Монголия, унесенная ветром времен?

НОВОСТИ МС ЗА 26 МАРТА 2015 ГОДА

Представляем вашему вниманию перевод статьи профессора Монгольского международного экономического института Н.Икеды:
В ноябре 2014г. в Пекине проходил очередной саммит АТЭС, а накануне (08.11.2014) – форум на тему «Укрепление взаимосвязанного сотрудничества», участие в котором по приглашению принимали делегаты из Монголии, Таджикистана, Бангладеш, Пакистана и Мьянмы.
В его рамках Председатель КНР Си Цзиньпин представил проект «Экономический пояс Шелкового пути» стоимостью 40 млрд. долларов США, целью которого является поддержка сотрудничества между азиатскими странами. Можно сказать, что успешно формируются и другие источники финансирования этого проекта: Азиатский банк инфраструктурных инвестиций, новый Банк развития БРИКС и т.д.
Какие позиции должна занимать Монголия при меняющихся подобным образом внешних условиях? Хочу представить вашему интересу собственные мысли по поводу концепции отношений Монголии XXI века с внешним миром:

Первое развитие морского транспорта в китайском мире в эпоху династии Юань
До начала современных времен, даже до начала христианского летоисчисления единственный выходом для общения китайского мира с внешним миром был бескрайний Азиатский континент, раскинувшийся западнее древней столицы Китай г. Сиана. Благодаря правлению династии Юань Южный Китай стал безопасным регионом для развития морского транспорта, и город Гуаньчжоу (Quanzhou) превратился в морской порт, куда начали приплывать корабли мусульманских торговцев. Торговый пояс, относящийся к Морскому шелковому пути, расширился до Арабского мира.
После того, как правители династии Юань вернулись в монгольскую степь, адмирал Чжэн Хэ (Zheng He, 1371-1434) начал руководить морским транспортом династии Мин, проложив путь от Индийского моры до восточных берегов Африки. Он организовал 7 крупных и удачных операций морской транспортировки. Сам Чжэн Хэ был мусульманином, и после его смерти династия Мин перестала интересоваться морским транспортом, пока, в конце концов, не был принять указ о его полном запрете. В результате страна стала изолированной и обратила все свое внимание на отечественные вопросы.

Современное летоисчисление вернуло Восточной Азии морской транспорт
Возвращение морского транспорта в Восточной Азии связано с колонизаторской деятельностью европейцев. Сделать выводы об их агрессивной политике можно сделать на основании войны, которую развернули англичане против династии Чин, чтобы захватить рынки наркотиков.
Можно заметить огромную разницу в истории Азии до и после современного летоисчисления. Современной историей можно назвать период, когда она была подвержена колонизационным войнам Запада после Индустриальной революции. Этот «ветер перемен» не обошел стороной и Монголию. Русские преодолели Уральские горы и покорили Сибирь, что стало вариантом копирования западной колонизационной политики на континенте.

После 90-х годов Срединное государство стало поддерживать отношения с внешим миром
Когда же Срединное государство, возобладавшее в Восточной Азии с древних времен, появилось на мировой арене как самостоятельный игрок? Пожалуй, начало этим событиям положило пекинское объявление о формировании Китайской Народной Республики в 1949г., и главную роль в этом сыграла Коммунистическая партия Китая. Но стране пришлось пройти непростой, запутанный и долгий путь до того, чтобы сформировать условия, достаточные для того, чтобы страна превратилась в самостоятельного игрока на мировой арене. И случилось это лишь в 1990-х годах, когда страна объявила об экономических реформах и открытой политике. И любая инициатива, проявляемая сегодня Китаем – это всего лишь попытки «спасти» КПК.

Неужели мир «Шелкового пути» создала китайская цивилизация?
22 июня 2014г. ЮНЕСКО зарегистрировал «Великий Шелковый путь» в Фонде Всемирного культурного наследия на основе совместного заявления КНР, Казахстана и Кыргызстана. Китайская сторона заявила, что в этот раз будут охвачены регионы Гобийской пустыни, Великой степи и Морского пути.
Китай стремится «очистить память» истории с древних времен до современности, превратить Евразию в «историческую среду» «Шелкового пути». Другими словами, это амбициозное стремление сформировать комплексное понятие и распространить по всему миру ошибочное мнение, будто именно китайская цивилизация создала феномен «Шелкового пути». Так можно привлечь внимание к китайской цивилизации, которая окажется постарше Римской империи, являющейся началом западной цивилизации.

Монгольская империя создала мир «Шелкового пути»
В последнее время со стороны Китая все громче слышатся утверждения о том, будто бы именно китайская цивилизация сформировала инфраструктуру «Шелкового пути», объединившую в себя сухопутные и морские торговые пути. Хотя историческая правда в том, что данный феномен позволил уникальным китайским товарам, начиная с шелка, выйти на европейские рынки, не китайская цивилизация создала этот караванный путь через всю Евразию.
Три поколения сильнейших монгольских правителей, начиная с Чингисхана, включая Угээдэй-хана и заканчивая Хубилай-ханом, обеспечили безопасность торговым караванам благодаря сильнейшей поддержке конной армии, отличавшейся отличной маневренностью. Благодаря новым реформам был сформирован единый евразийский экономический регион, и можно было свободно торговать в пределах Великой империи, если купцы платили 3% налогов со своих товаров.
До того, как караванные пути попали под контроль и защиту Монгольской империи, купцы подвергались грабежам со стороны разбойников, платили налоги каждой стране, мимо которой пролегала их дорога. И только режим Монгольской империи позволил им освободиться от подобного гнета.
Но история Китая даже не упоминает о подобных великих деяниях Монгольской империи. Да и современные монголы, то ли стесняются, то ли скромничают, также помалкивают об этом.

Наследие Великой империи
Различные монгольские племена до сих пор населяют великие евразийские степи. Но в современном мире по воле политического влияния России и Китая этнически единые племена монголов разделились вслед за средой их обитания. Например, внутренние монголы вошли в состав Китая, а буряты и калмыки – России. Да и другие национальности, как казахи и тюрки, имеют монгольские корни.
Во времена пика правления Великой империи всех людей, включенных в в административные слои, вне зависимости от их национальной принадлежности называли монголами. Точно также во времена Советской сверхдержавы каждый гражданин этой страны, вне зависимости от своей национальной принадлежности, назывался советским человеком.
Но здесь следует отметить, что положение двух таких сверхдержав, как СССР и США, отличаются от ситуации Монгольской империи. В ее времена между человеком монгольской национальности и монголом не было никакой разницы. Другими словами, они находились в балансе, так называемом «equality».
Но каково подобное понятие среди граждан современной Монголии? Конечно, возрождение Великой монгольской империи – это мечты. Но понятно, что монголами называют не только граждан современной Монголии.

Концепция о Великой Монголии XXI века
Если рассматривать ситуацию с точки зрения современной Монголии, то возможность преодолеть границы действия государственных полномочий, ограничена. В современном мире, благодаря политике таких сверхдержав, как Россия и Китай, Монголия превратилась в маленькую страну, зажатую между ними. Так что с позиции подобных реальных, сегодняшних условиях реализация внешней политики Монголии о «третьем соседе», под которым она подразумевает такие страны, как США, Япония и Европы, имеет собственный риск.
Но неужели великое наследие Монгольской империи, сформированное и оставленное потомкам, начиная с экономического пояса «Шелкового пути», ставшего гордостью монгольской цивилизации, будет «стерто с памяти» людей? Понятно, что для Монголии важно поддерживать добрососедские отношения с обоими «вечными соседями», вне зависимости от того, кто из них является «номером 1». Тем не менее, по мере развития евразийской социально-инфраструктурной сети очень важно участие «третьего соседа», чтобы наполнить ее содержание контентом.
Наряду с этим, Монголии следует уделять больше внимания, чтобы возродить духовную память о древней истории так называемой «Великой монгольской империи», масштабнее смотреть на будущие международные отношения. И чтобы успешнее преодолеть конкурентную борьбу XXI века, обратить внимание, что нужно иметь собственные, отличные от других методы и тенденции, чтобы поддерживать отношения с внешним миром. Только так можно начать возрождение Великой Монголии.POLIT.MN
Tags: монголия, новости, политика
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments