irina_Zaharova (irina_zaharovab) wrote,
irina_Zaharova
irina_zaharovab

Category:

Музей Аймака Сэлэнгэ


Часть 2

Городок Алтанбулаг, Монголия.
Рассматриваем дальше экспозицию. Насколько я поняла это вещи и ритуальные принадлежности шамана.

В XVII веке тибетский буддизм стал господствующей религией в Монголии. Так же в некоторых отдаленных регионах продолжал существовать традиционныйШаманизм. С другой стороны, шаманские практики, такие как поклонения на Обоо, были включены вТибетский буддизм. Ламаизм часто обвиняют в низкой морали и ответственности за то, что основной причиной отсталости Монголии в конце XIX — начале XX века, с другой стороны, роль буддийской церкви в целом бесспорна в культуре Монголии.

Тибетский буддизм и ритуальные религии с большим числом богов и богинь вдохновили на создание религиозных объектов, включая изображения в живописи и скульптуры.[8]

В 1930-х годах в Монгольской Народной Республике осуществлялись массовые репрессии против лам и шаманов, была разрушена большая часть буддийских монастырей. Во Внутренней Монголии религия сильно пострадала от Культурной революци.


Предмет связанный с ритуальным окуриванием

Далее быт, праздная одежда и т.д.

Монгольское платье мало изменилась со временМонгольской империи, потому что оно в высшей степени хорошо адаптировано к условиям жизни встепи и для повседневной деятельности. Тем не менее, произошли некоторые изменения в стилях, которые отличают современное монгольское платье от исторического костюма. Дэли, или кафтан, является традиционной одеждой и носится как по рабочим дням, так и по праздникам. Это длинный, свободный костюм сокращенный в одно целое с рукавами, имеющий высокий воротник, широко перекрывающийся на фронте. Дээл подпоясываетсякушаком.

По изображениям во времена империи, однако, дээл показывают с более открытыми вырезами, и с очень просто вырезанными большими краями. Похожие на дээл одежду носят современные ламы. В дополнение к дээлу и мужчины, и женщины могут носить внизу брюки, и женщины могут также носить юбку. Юбку в том же стиле по-прежнему сегодня носят в части Монголии и Китая. Изображения монголов из персидских и китайских источников часто показывают мужчин и женщин с косой. Волосы у них разделены на две косички, каждая из которых разделена ещё на три. Концы косы затем связывают в петлю и закрепляют на голове, за ушами. Мужчины также бывают бритыми, как правило, оставив только короткий «чуб» спереди и длинные волосы сзади. Те женщины, что были ограничены в браке и имели очень высокий ранг, носили головной убор.[5]. В настоящее время косы зачастую носят как маленькие мальчики, так и девочки. Изредка можно встретить косу и у молодых людей, которые таким образом подчёркивают свою приверженность национальной традиции. У женщин коса остается вполне обычной причёской.

Каждая этническая группа в Монголии имеет свой собственный дизайн дээла отличаются вырезами, цветами и отделкой. До революции, у всех социальных слоев в Монголии была своя манера одеваться. Пастухи, например, носили простой дээл, служивший им зимой и летом. Священники носили желтые дээлы. Светскиефеодальные князья носили шляпы и шелковые жилеты.

 

Есть одна традиция, связанная с Цагаан сар - это приветственный обмен табакерками.
 

Ещё ХVII-м веке через Маньчжурию и Тибет в Монголию пришли нюхательный табак и табакерки, которые со временем смешались с монгольской культурой и стали её неотделимой частью. Этот обычай сохранился до наших времён.
Взаимное вручение табакерок - старинная традиция в монгольской культуре, являющаяся наиболее распространённым обменом любезностями при встрече людей. Сегодня эта традиция стала монгольским национальным обычаем и наследием.
Монголы в знак вежливости и деловитости приветствуют друг друга со словами «Как дела?», «Успешно ли ваше намерение?», обмениваясь при этом табакерками.
 

Когда в дом является дорогой гость, монгол обязательно угощает его нюхательным табаком в знак дружелюбности. Устроившись в гостях, приветствуешь хозяина, предлагая ему свою табакерку. При этом младшие расслабляют головку (пробку) своей табакерки и подают старшим правой рукой, поддерживая её у локтя левой, нагибаясь туловищем немного вперёд в знак уважения. Такое положение рук—знак наивысшего уважения, поэтому берут табакерку точно таким же образом, поддерживая принимающую руку. Табакерка представляет собой выточенный из ценного цельного камня флакон, в который насыпается очень мелко растёртый нюхательный табак. Флакон закрывается пробкой, в которую вставлена миниатюрная ложечка из меди, серебра или кости. Подцепив этой ложечкой крохотную горсточку табака, и поместив её на указательном пальце, её втягивают в нос. Старшие отдают свою табакерку, поддерживая её тремя пальцами — большим, указательным и средним, а младшие принимают двумя руками, и после того как понюхал, возвращает её обратно, получая свою. Молодые же обмениваются табакерками одновременно.
 

Существует также обычай примирения двух враждующих сторон путём обмена табакерками, который призывает забыть о прошлом и быть в будущем друзьями.
 

В чем заключается смысл обычая обмена табакерками?
 

Это ритуал взаимного благопожелания здоровья, счастья в знак доброжелательности гостей и хозяев друг другу. Кроме того он является выражением дружелюбности как сейчас, так в будущем. Во время совершения ритуала беседуют о погоде, местной природе, повседневном быте и, конечно же, знакомых и родных.
Поскольку сталкивание табакерок во время обмена — это знак недоброжелательности и враждебности в народе, стараются не совершать данную непозволительную ошибку.
Табакерки бывают китайского и тибетского образцов. От китайской, монгольская табакерка отличается внешним видом и внутренней резьбой, тибетская табакерка по внешности более схожа с монгольской. В китайской табакерке имеют важное значение возраст, образ и узоры, выбитые на ней мастерами. А в монгольской табакерке важно, из какого камня она сделана и какими свойствами обладает. Жёлтый сердолик, из которого сделаны табакерки, в древности считался самым магическим камнем. Говорили, что это застывшее в камне Солнце. Камень считался чистым и тёплым как солнечный луч. Это камень здоровья и душевного равновесия, подходящий всем людям и никому не противопоказанный. В любое время сердолик подпитывает энергию, улучшая настроение и регулируя давление. Кроме того, важную роль в цене табакерки играет то, кем был её бывший владелец и как изготовлена её головка (пробка). От того, насколько известный политик или священный человек ею владел и какого она возраста из года в год возрастает её цена. Обычно общественно влиятельные люди пользовались табакерками из старых времён.
Табакерки подразделяются на несколько видов, в зависимости из какого материала они сделаны - - каменного, стеклянного, костяного, деревянного или серебряного. Головку (Пробку) табакерки делают из кораллов, обрамляя её золотом и серебром. Также они различаются по размерам — маленький и большой, полу — женский и мужской, и назначению — настольный, кошёлочный и статусный.
 

Монголы благоволят тем, кто пользуется яшмовой табакеркой, так как считают, что яшма, имеющая 36 разных подвидов, очищает душу и успокаивает сердце человека, делая его добродушным. Есть также поговорки, что яшма положительно влияет на лечение сломанного костя, благополучие семейной жизни. Чем дольше пользуешься яшмовой табакеркой, тем ярче она блестит. Это свойство относится также к халцедоновой табакерке. Халцедоновые табакерки имеют разное влияние. Серый халцедоновый камень лечит от таких болезней, как паралич, конвульсия. А жёлтый халцедоновый камень предохраняет хозяина от сумасшествия. Все 7 видов халцедона защищают владельца и их семьи от несчастий, укрепляя семейные узы.
Коралловая табакерка защищает хозяина от ненависти и зависти, даруя долгую счастливую жизнь. Кроме того, она защищает от молнии, потери памяти, лечит гнойные раны. Считается, что у бе- ременной женщины будут лёгкие роды, если она будет носить белый коралл.
 

Табакерка из лазурита защищает человека от язвы, если её носить постоянно, то излечивает астму, раны, психические расстройства и т.д. Бирюзовая табакерка дарует преданную любовь, счастливую и здоровую семью, защищая от ненависти и враждебности. Монголы с давних пор используют лечебные свойства камней для своего блага. Поэтому, чем сильнее лечебные свойства того или иного камня, тем дороже сделанная из него табакерка или другие изделия.
 

Некоторые монголы коллекционируют старые табакерки. Член монгольского конституционного суда Н.Жан-цан обладает прекрасным собранием. Члены ВГХ Р.Гончигдорж, Ц.Нямдорж и заместитель министра экономического развития О.Чулуунбат пользуются старинными табакерками и собирают их. Также старинными табакерками пользуются член ВГХ и многократный чемпион Монголии по национальной борьбе Б.Бат-Эрдэнэ и борец Ж.Ганболд. Поскольку табакерка переходит от отца к сыну на протяжении уже нескольких веков, не очень уместно обнародовать, кто какими пользуются.
 

В этом году на выставке-продаже «Монгольская табакерка-2013» в Улаан-баатаре представлены более 100 вариантов разнообразных табакерок. Эти традиционные для Монголии изделия пользуются особым спросом накануне Цагаан сар (монгольского Нового года). В экспозиции представлены табакерки разных дизайнов, выточенные мастерами из цельного камня и представляющие собой настоящие художественные произведения.
 

С давних времён табакерки, украшенные драгоценными и полудрагоценными камнями, вошли в обиход монголов. В этом же году монгольские женщины стали широко интересоваться коралловой табакеркой, от чего особенно поднялись цены на эти изделия.

Продолжение следует...

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments