irina_Zaharova (irina_zaharovab) wrote,
irina_Zaharova
irina_zaharovab

О чем пишет монгольская пресса

Новости МС от 17 ноября 2015

Несоблюдение нейтралитета

Член ВГХ Г.Уянга




«Народы забывают иногда о своих национальных задачах; но такие народы гибнут, они превращаются в назем, в удобрение, на котором вырастают и крепнут другие, более сильные народы», - удивительно метко сказал государственный деятель Российской империи Петр Столыпин.
Перед тем, как объявить с трибуны ООН о статусе постоянного нейтралитета Монголии, Президент заявил об этом Парламенту. После этого я была с визитом в России, и председатель СФ ФС РФ г-жа В.И.Матвиенко спросила у нас, согласовали ли мы вопрос нейтралитета между собой? И понимаем ли мы, что это означает? «Нейтралитет означает отсутствие стратегического партнерства», - напрямую сказала она. По словам Спикера ВГХ З.Энхболда, Ц.Элбэгдорж обсуждал этот вопрос с Президентом РФ В.В.Путиным. Возможно. И если да, то понятно, что он не скажет открыто, что в таком случае мы можем забыть о стратегическом партнерстве с Россией. Могу только предположить, что он внимательно выслушал нашего Президента, покивал головой и сказал: «Хорошо». Искренне надеюсь, что наш Президент не принял его слова за одобрение. Нужно учесть, что Россия жестко придерживается единой не только внешней, но и внутренней политики, поэтому нужно воспринимать слова В.И.Матвиенко как слова В.В.Путина.
Члены ВГХ, побывавшие в Китае, также подчеркивают, что у них с особым интересом уточняли именно этот вопрос. Новая «идеология» нейтралитета, о которой объявил наш Президент, затронула основы всех стратегических соглашений, которые подписала ранее наша страна, поэтому не удивительно, что этот вопрос привлекает внимание. В дальнейшем этот вопрос может затронуть основы существования монгольской нации, поэтому я посчитала возможным высказать собственную точку зрения.
Я ознакомилась со статьей директора агентства Монцамэ, журналиста А.Баатархуяга. Мне не показалось, что это – его собственная точка зрения. Скорее, чтобы рассмотреть вопрос со всех сторон, он, как публицист, решил подчеркнуть одну из позиций. С другой стороны, его агентство занимает важное место во внешних отношениях страны, поэтому он должен принимать сторону главы государства – в этом нет ничего удивительного.
Тем более я хочу высказать свои позиции, т.к. я неоднократно сопровождала Спикера в его визитах, с близкого расстояния наблюдала за отношением россиян.

Перемены
Основанный недавно Китаем, Россией и Бразилией Азиатский Банк Инфраструктуры и Инвестиций (АБИИ) страны во главе с США восприняли негативно, как противостояние устоявшейся экономической системе, как МВФ и ВБ, почти что рекомендовали не входить в него. Но едва он был основан, 57 стран (в том числе и Монголия – 24.10.2014) сразу же стали его членами. Почти сразу после этого США и ЕС основали «Трансатлантический торговый союз» - словно в противостояние России и Китаю. Но и членами этого союза стали те же страны. Одним словом, в современном мире быть членом двух «противоположных» организаций – нормальное явление.
Отсюда можно сделать вывод, что идеологическое влияние в международных отношениях после «Холодной войны» крайне ослабло – страны в первую очередь ставят прагматичные, экономические интересы. И это уже тенденция, если пока не норма.
Недавно Президент России, выступая в клубе«Валдай», сказал: «Развитие мировой истории всегда сопровождала конкуренция держав и их союзов. И на мой взгляд, это абсолютно естественно. Главное, чтобы такая конкуренция строилась в рамках определённых политических, правовых, моральных норм и правил. Иначе соперничество, столкновение интересов чревато острыми кризисами и драматическими срывами».
Я согласна с ним в том, что мировую историю определяет «конкуренция держав и их союзов». Мы сами видим, как изменился мир всего за 20 последних лет. Только недавно по одну сторону стояли капиталистические страны со своими МВФ, ВБ и НАТО, с другой - социалистические с СЭВ и Варшавским договором. Эти силы сумели разделить весь мир на два идеологических, политических, экономических и военных лагеря. «Холодная война» закончилась победой западных стран во главе с США, что привело к распространению либеральной демократии по всему миру. Социалистическая система рухнула, и страны во главе с СССР пережили переход к рыночной экономике. И мы в том числе.
Но через 20 лет эта монополярная система постепенно разрушается и переходит к многополярной. Можно назвать некоторые факторы, повлиявшие на это:
Китай. «Скромная» политика Дэн Сяо Пиня: «Устранить многовековую отсталость» показала чудеса экономического роста, и сегодня экономика страны занимает второе место в мире и превратилась в гигантскую силу, способную конкурировать с США.
Россия. Россия дважды претерпела глубокий кризис, пытаясь следовать западной модели, пока не распознала собственные особенности. Благодаря этому экономика страны возродилась. Сегодня Россия набирает военно-промышленные обороты, сплотилась в идеологическом и политическом плане, показала себя крупным игроком не только на евразийском, но и всемирном уровне.
Прочее. На первый взгляд экономические позиции ЕС кажутся неизменными, но уже заметны «трещины». Почти все страны Латинской Америки придерживаются левой позиции и начали поговаривать о собственной, южно-американской цивилизации. Бреттон-Вудская валютно-финансовая система, установившаяся после Второй мировой войны, рушится, и страны находятся в поиске альтернативного варианта.
Монгольские понятия
А как мы оцениваем эту ситуацию?! Всего 20 лет назад мы воспевали братскую дружбу с Россией. Но едва социалистическая система рухнула, ее место заняли западные страны во главе с США - мы стали воспевать запад и хулить своих соседей. Сегодня, когда рушится западная система, откуда ни возьмись, появились ее хулители. Где они скрывались? Или монголы так похожи на крыс своим инстинктом выживания? На самом деле, не стоит пытаться свалить все на крысиные инстинкты и оправдать себя «монгольским менталитетом». Просто у нас нет единой государственной политики, стабильного механизма для ее реализации, национальной дальновидности. Короче говоря, нет государственности.
До крушения такой сверхдержавы, как США, еще жить и жить. Штаты по-прежнему лидируют в экономической и военной области. Всего лишь зашла в тупик монополярная система, и сегодня появились силы, способные конкурировать с ней. Казалось бы, при таких условиях нашей задачей должна стать гарантия нашей безопасности и экономики путем добрых отношений и с США, и с набирающим силы Китаем, и с Россией, соглашающейся с ним по многим вопросам.
Однажды я обсуждала эти вопросы с г-жой послом США Пайпэр Кембелл во время ужина. Тогда она сказала мне: «Нельзя выписать один рецепт, какими должны быть демократия и свободный рынок. И история Монголии за последние 25 лет подтверждает это. Для спасения демократии нужно, чтобы каждая страна реализовала ее, учитывая собственные особенности, и тем самым не только получила свою свободу, но и подняла демократию на новый уровень. СССР проиграл в «Холодной войне» именно потому, что не сумел понять этого».
Мы можем гордиться своей историей, но не жить ею. Только та нация, что сумела извлечь уроки из своей прошлой истории и на ее основе разработать новую идеологию, сумеет продвинуть вперед, к развитию и процветанию. Сегодня пришло время Монголии поговорить о философии и концепции развития, основах национальной идеологии. И я считаю, что новую Конституцию нужно обсуждать именно с этой точки зрения. Не зря я процитировала в начале своей статьи П.Столыпина. Нация, у которой есть собственные критерии, не поколеблется под натиском никакой волны и сумеет выстоять.

Кто мы? Где мы живем?
С позиции политической географии – между Россией и Китаем. С географической – в Северо-Восточной Азии. Но на самом деле – на границе между Центральной и Северо-Восточной Азией. Как ни крути – в самом центре евразийского континента – в стратегически очень выгодном местоположении.
В разные исторические времена на этом месте были основаы 4 великие империи монголов. Одно время кочевники были настоящими хозяевами Евразии, и этот период часто называют “Pax Mongolia” – великим перемирием Монголии. Но сегодня нам следует больше уделять внимание нынешнему расколу, чем былому величию. Словно возвращается по цикличности феодальная раздробленность. Гегель говорил: «Кто был сильным, тот станет сильным вновь». Так что о цикличности сильных государств на территории Монголии знают не только историки, но и общественность. К тому же логично, что победа нации не может быть бесконечной, как и ее падение.
Также Гегель говорил: «Мы должны начать с Востока. В основе этого мира лежит непосредственное сознание, субстанциальная духовность, к которой субъективная воля относится прежде всего как вера, доверие, повиновение».
Можем ли мы понять из этого, кем мы являемся? Нация, которая не определилась с тем, кем является, не сможет определить, куда ей двигаться. Мы же чрезмерно подвержены рабскому мышлению и не можем превзойти его рамки. Естественные амбиции любой нации должны заключаться в том, чтобы отбросить неудачное прошлое и стремиться к усилению и процветанию. Конечно, это потребует от нас огромной борьбы, терпения и ума. Поэтому мы должны научиться мыслить не только в рамках Монголии, но в рамках Монголии на евразийском, а дальше – на мировом уровне.
Экс-премьер Д.Бямбасурэн как-то указал, что границы коммунистической арены повторяют границы Монгольской империи. Нарисовав пик Хантэнгэр (Хан-Тенгри, пик Победы) горного хребта Тэнгэр (Тяньшань), он рассказал, что это – наша западная граница, и на ней всегда был самый высокий пик. Отсюда мы должны познать себя, понять кто мы, и где мы? И тогда станет понятно, куда и каким путем мы должны двигаться.
На огромной территории от Северного Ледовитого океана до Южного Китайского моря, от Берингова пролива до Каспийского моря находятся всего 4 государства: Китай, Монголия, Россия и Казахстан. Пуповиной огромного Евразийского континента владеют всего 4 государства.

На каком уровне идет развитие?
Развитие приближается к восточной части Евразии: «западнее» Монголии вновь открывается «Великий Шелковый путь», восточнее – расширяется интеграция Северо-Восточной Азии. По бокам от нас централизуется экономика мирового масштаба. Следуя цикличности, время сильных островных и материковых государств уходит, а вместо них на континентвозвращается поток торговых отношений, полезных ископаемых и технологии. Разве это не то самое «Небесное время», которого мы ждали? Суперцикл возвращается. Главное, находимся ли мы в нужном месте в нужное время?
Южный сосед стремится возродить шелковые и чайные пути, потому что понимает, что не может конкурировать на море, поэтому удачным выбором будет возрождение традиционных сухопутных маршрутов. При спорных отношениях с соседями в Южном китайском море, «Шелковый путь» - самая надежная дорога до Европы. Поэтому и стремится возродить его.
Мы же должны воспринимать это стремление как начало нашего возрождения. Ни одна нация не добивается развития, закрывшись от других. Зато сотрудничество и конкурентная борьба помогают закалиться и подниматься выше. Россияне изменили даже свой взгляд на историю, и теперь считают, что «Россия – это самостоятельная цивилизация». Основная стратегическая задача новой идеологии заключается в сочетании запада и востока. Япония закрылась от внешнего мира на 200 лет, но за 30 лет смогла стать сведержавой. И только потому, что преодолела феодальную раздробленность, объединилась под стягом одного императора и смогла стать современной, промышленной страной, а не потому, что держалась закрытой.
Мы же сегодня планируем закрыться под предлогом «постоянного нейтралитета», и это – самый неверный шаг. Мы любим говорить, что Монголия – открытая страна, но на самом деле крепко заперли двери от соседей и думаем подняться за счет единственного канала – западный инвестиций. Хотя кочевники традиционно поддерживали широкомасштабные отношения и торговлю, получая на этом экономическую прибыль и развивая свою культуру. Несомненно, что статус постоянного нейтралитета означает «закрыть двери», «безинициативность», «закрытость», «консервация», «вакуум».

Не о «третьем», а о трех соседях
В географическом плане нашим истинным третьим соседом является Казахстан. Он сразу же подхватил китайскую инициативу «Шелкового пути». Хотя является совсем молодой страной, он более активен, чем мы, и без страха идет в правильном направлении. Стремительно маневрируя, он правильно использует свое географическое месторасположение. В прошлом году Президент Н.Назарбаев объявил о новой, победоносной стратегии при новых международных условиях.
Отказавшись от строительства скоростной линии Астана-Алма-Аты, Казахстан строить скоростную железнодорожную сеть между всеми губерниями и городами. Она не только обеспечит внутреннюю безопасность, но и сыграет свою роль в железнодорожном «Шелковом пути». Также он строит скоростную автотрассу до китайской границы. Вдобавок, Казахстан совершил великое чудо в идеологическом плане. Много лет назад Н.Назарбаев разработал стратегическую идею Евразийского союза, которую подхватил В.Путин.
Жаль, что монгольские лидеры не могут мыслить на подобном, мировом уровне. Они не мыслят даже на региональном уровне. Хотя, глупо ожидать подобного от людей, ослепленных жаждой наживы и захлопнувших свой интеллектуальный канал. Мы более 10 лет спорим о том, строить ли дорогу длиной всего 256 км. И пока мы тут медлили, соседи превратили нашу страну в настоящую «черную дыру», построив торговую дорожную сеть через Казахстан.
Во время последнего визита снова поднимали этот вопрос, но так и не получили существенного ответа. Вряд ли соседи не понимают, что самый короткий и экономически эффективный маршрут для газопроводов пролегает через нашу территорию. Так что здесь кроются другие причины: нестабильное правительство, которое не держит данного слова, не понимает, чего хочет.
Если бы мы могли прийти к взаимопониманию с Казахстаном, у нас была возможность снизить значимость этой тонкой линии между нами шириной всего 70 км и сделать ее частью территории одной из наших стран. Но наше мышление не смогло преодолеть националистический рубеж из-за слухов, что казахи пытаются отнять нашего Чингисхана. А ведь Казахстан – территория, которой правил старший сын великого императора – Дзучи. Они – кочевники Золотой орды, поэтому имеют полное право говорить, что являются потомками Чингисхана.
Японский журнал «Дипломат» удивлялся: «Монголы поддерживают добрые отношения с Кыргызстаном, подчеркивая, что оба народа – кочевники. Почему при этом они так холодны с казахами? Если бы две страны поддерживали близкие отношения, они могли бы воспользоваться своим преимуществом широкого территориального буфера между Россией и Китаем».
Нам нравится говорить, что киргизы изучили наш опыт и благодаря нам теперь у них парламентское правление, что, чтобы решить вопрос золотоносного месторождения Кумторы, мы рассказали о «Сертерре», разрушившей наше «Бороо». Но реальность такова, что наш «ученик» борется за свою Кумтору, а «учитель» готовится подарить тем же канадцам «Гацуурт». Все это негативно влияет на наш авторитет на внешней арене.
Если бы у нас были достаточно близкие отношения, мы могли бы расспросить о достоинствах и недостатках членства в ШОС у нашего ближайшего соседа со схожими географическими условиями – Казахстана. Бегаем за Россией и Китаем, прося купить у них наше мясо. А конина в Казахстане стоит 3000 долларов США. У нас – всего 3000 тугриков. Так почему бы нам не посмотреть в эту сторону?
В наших же интересах, чтобы регион, в котором мы живем, процветал и был спокойным, чтобы торговые отношения развивались без проблем. Это важнее, чем посылать своих солдат для разборки кризиса на Ближнем Востоке или в Северной Африке – это политика Запада, которая мало имеет отношения к нам. Мы не можем наладить отношения с Казахстаном и сбалансировать отношения с двумя соседями, но вмешиваемся в корейский кризис. Наша инициатива шестисторонних «Улаанбаатарских диалогов» остается безуспешной, потому что мы не вызываем доверия у наших соседей.

Нейтралитет противостоит экономическим интересам Монголии
Огромная потребность в стали перед Олимпиадой-2008 резко подняла спрос на наши уголь и железную руду, благодаря чему нам удалось пожить некоторое время в роскоши. Токийская Олимпиада-2020 откроет перед нами аналогичные возможности. А там и зимняя Олимпиада-2022 в Пекине. Эти события произойдут до того, как «Оюутолгой» начнет приносить прибыль в 2037г. Другими словами, нам стоит ждать большего от Токийской и Пекинской олимпиад (и не только медалей), чем от медного месторождения. Но успех зависит не только от Японии и Северной Кореи, но и отношений с нашими соседями. Какой бы ширины ни была наша железнодорожная колея, в конце концов она будет пролегать через территорию наших соседей.
Премьер-Министр Японии Шинзо Абэ обещал уделить внимание восточной железнодорожной линии. Чтобы достичь арендованного терминала в северокорейском морском порту Ражин, нам нужно пересечь территорию России. Для этого нам пригодится наше стратегическое партнерство с ней.
Но после того, как наш Президент объявил о постоянном нейтралитете Монголии с трибуны ООН, наши соседи стали открыто высказывать свое недовольство. Наши лидеры навострились вешать лапшу на уши своему народу, но вряд ли им удастся повторить этот номер с соседями.
Перед тем, как вмешиваться во всемирные дела, не лучше ли разобраться хотя бы с региональными? Принять активное участие в экономической интеграции, которая из-за нашей позиции обходит нас стороной? Мы не сможем достроить железную дорогу до США или Европы, поэтому у нас нет другого выхода, как войти в эту интеграцию. Регион, от которого мы пытаемся отгородиться, имеет традиционно схожие исторические ценности, поэтому мы прекрасно знаем друг друга и можем легко понять.
Мы оказались в глубоком кризисе, пытаясь избавиться от поклонения перед западными инвесторами. Мы пытаемся придерживаться многополярной политической внешней политики. Почему бы нам не придерживаться этой же позиции во внешней экономической политике? Ведь мы не сможем защитить свои интересы самостоятельно.
Оглядываясь на наши отношения с «Рио Тинто», мы видим, как они работают, словно нас и не существует. Это ярчайший пример того, что нас «не было» здесь - в нашем регионе. Добыча «Оюутолгой» будет поставлять на китайский рынок. Если нет – пересекать территорию Китая. У нас есть полномочия решить этот вопрос политическими методами. Но мы не умеем воспользоваться ими, поэтому пасуем перед единственной транснациональноей компанией.
Стоило нам проконтролировать транспортировку совместно с одним из наших соседей, как нам удалось бы легко получить соответствующую долю с добычи. В противном случае мы будем упускать медь точно также, как упускаем сегодня нефть, добываемую компанией «Дачин Тамсаг» в сомоне Матад. Также мы не можем проконтролировать поставки и закупки «Оюутолгой» - проект закупается через китайские компании. Чтобы установить, какую долю в рамках соглашения мы получаем, очень важны наши отношения с южным соседом. Нам не удалось даже сыграть на железорудном споре «Рио Тинто», «ВНР» и Китая.
Чтобы продавать минеральные ресурсы не по рыночным, а стратегическим ценам для стабилизации экономики, также важно партнерство.
Обещали, что если впустить «Рио Тинто», то инвестиции потоком потекут в нашу экономику. И где же они? Нам не удается даже заставить их следовать соглашению и проконтролировать его реализацию. Чтобы удержать в узде «Рио Тинто», там помогут только политические отношения с нашими соседями. Именно поэтому нейтралитет, так поспешно объявленный нашим Президентом, словно он находится под каким-то давлением, формирует негативные условия для нашей экономики.
Западные инвесторы тщательно изучили наш менталитет и научились легко манипулировать нами. И если раньше они пугали нас Китаем, то теперь - ШОС. И самое печальное в том, что этот план придуман не Западом, а нашими, которые стараются подлизаться к нему. Именно поэтому говорят, что домашние собаки, ушедшие в волчью стаю, опаснее волков.
Природа не потерпит трусливую нацию – она просто не имеет прав к существованию. Если мы не считаем наших соседей врагами, нам нужно отказаться от поклонения «третьему соседу». Пока что я не вижу никаких причин для нейтралитета, и вряд ли они появятся в дальнейшем. Наоборот, нам нужно укреплять стратегическое партнерство в двумя и со всеми «третьими» соседями.
Ни один из президентов до Ц.Элбэгдоржа не допускал подобной непотребности во внешней политике: они были стабильными и обязательными. Внутри страны мы «признаем» эгоцентричную и специфичную политику Ц.Элбэгдоржа, больше смахивающую на пиарство. Но он не имеет право вредить всей стране и ее будущему своими искаженными действиями. Наш президент преподал нам суровый урок, и мы поняли, что выбирать главой государства нужно полностью сформировавшуюся личность. Эксцентричное поведение допустимо для западной культуры и ПиаРа личности. Легкомысленное, бездумное и эмоциональное поведение нынешнего президента претит сдержанному народу Монголии. Мы – стороники восточной культуры и философии. Мы ценим суть, а не поверхностную форму. Мы говорим слово, которое может содержать много смыслов.
При сегодняшних непростых условиях международных событий внешняя политика Монголии не должна превратиться в ПиаР одной личности. До сих пор мы гордились всего одной вещью: сколько бы мы ни «дрались» внутри, наша внешняя политика была единой, как сжатый кулак. Но президенту удалось разрушить наше последнее достоинство. Это еще одно проявление того, что рушится система.
Мы не можем силой отделять себя от региональной интеграции. Мы – не нация, которая переехала на эту территорию в 1990-х гг. Мы не должны забывать, что наши предки жили на этой землее более 2200 лет, формируя собственную государственность. Сегодня, когда мир стал многополярным, наши правящие круги пытались реализовать однополярную. И когда она зашла в тупик, они упрямятся, объявляя о нейтралитете. Тем самым они вредят нашей нации.
В рамках пленарного заседания ВГХ мы должны были обсуждать вопросы нейтралитета, а не землетрясений. Мне пришлось засесть за написание статьи, потому что невозможно высказать все вышеперечисленное за 5 минут, которые были представлены для обсуждения законопроекта «О постоянном нейтралитете». Будет лучше, если мы «забудем» включить этот законопроект в список вопросов, подлежащих обсуждению. Ведь в столе у нашего Спикера все равно хранится очень много законопроектов, случайно или умышленно забытых им.

2.«Голос» Монголии

С наступлением XX века начался новый передел территории, что привело к столкновению интересов сверхдержав и началу I и IIмировой войн. Коалиции стран-победителей переделали мир в угоду своим интересам, что привело к установлению статуса сегодняшних государств. Во время Второй мировой войны монголы встали на сторону СССР, под лозунгом: «Все для фронта!», - направляя помощь на север, и по объемам поставки наша страна заняла второе после США место. Аналитики считают, что благодаря этому нам удалось гарантировать свою независимость и суверенитет, которые были признаны сверхдержавами.
Сегодня южный и северный соседи снова внимательно наблюдают за нами. И не только они – все страны, поддерживающие с нами дружественные отношения, а также инвесторы – ждут, как развернутся события.
И причина тому: политика постоянного нейтралитета, придуманная нашим Президентом и поддержанная Советом Национальной Безопасности. А сегодня соответствующий законопроект уже обсуждается в рамках ВГХ.
Закономерно встает вопрос: кто и как следует сегодня этому пути? На настоящий момент о статусе постоянного нейтралитета объявили около 10 стран: Австрия, Ватикан, Ирландия, Коста-Рика, Лихтенштейн, Мальта, Туркменистан, Финляндия, Швеция, Швейцария. И Монголия стремится занять свое место в их рядах.
Чрезвычайный и Полномочный посол Монголии в КНР Ц.Сухбаатар 17 октября встретился с директором Департамента Азии МИД КНР Кун Сюанью, чтобы обсудить этот вопрос. Практически одновременно с ним министр иностранных дел Л.Пурэвсурэн заявил после своего визита: «Россия высказала свою заинтересованность нашей политикой постоянного нейтралитета, объявленной Президентом Ц.Элбэгдоржем. Я предоставил информацию о перспективах сотрудничества Монголии не только с Россией и Китаем, но и всеми другими странами. Одним словом, соседи интересуются дальнейшим развитием наших отношений.
Последние почти 100 лет мы служили буфером между ними, поэтому вышеперечисленные события являются подтверждением того, какое внимание они уделяют тому, куда повернет политика Монголии. Поэтому нам важно объявлять о новом направлении на основе тщательных раздумий и детальных расчетов. Сегодня, когда Монголия планирует углубить свою многополярную внешнюю политику и объявить об этом на весь мир, мне кажется, что нужно подумать над словами посла Ж.Энхсайхана: «…при реализации статуса постоянного нейтралитета необходимо тщательно обдумать и определить ее. В противном случае рождаются опасения, что может ослабнуть фундамент нашей многополярной внешней политики; что могут потускнеть общие ценности, ставшие основой для отношений с влиятельными «третьими соседями»; что у любой страны появится широкая и «постоянная» возможность критиковать и закладывать нашу внешнюю политику, упрекая нас в том, что мы не придерживается политики постоянного нейтралитета». С другой стороны, мы сталкивается с необходимостью прорекламировать и детально объяснить нашу новую позицию.
В преддверии государственного визита Президента Ц.Элбэгдоржа в Китае посол Ц.Сухбаатар сказал: «Наша страна внесла изменения в свою внешнюю политику с 1990-х гг., в первую очередь объявив о статусе неприсоединения к коалициям и о том, что отказывается размещать и пропускать через свою территорию вооруженные силы третьей страны. Также мы объявили о безъядерном статусе и добились его признания в рамках Совета безопасности ООН. С целью стабилизации своих внешних условий Монголия подписала соглашения о полноценном стратегическом партнерстве с обоими своими соседями. Поэтому мы считаем, что пришло время объявить о статусе постоянного нейтралитета в своей внешней политике… Мы не отступимся от наших традиционных методов, поддерживая добрые отношения с Россией и Китаем, но постоянный нейтралитет Монголии открывает широкое поле и формирует более подходящие условия для разработки нашей политики «третьего соседа».
Посол Ж.Энхсайхан считает, что политика постоянного нейтралитета не ограничивается вопросами отношений с соседними государствами: «Статус постоянного нейтралитета распространяется дальше соседских отношений и охватывает самые широкие рамки, поэтому нужно тщательно обдумать и разработать множество факторов. Когда в двух- или трехстороннем порядке, в рамках региона или Совета Безопасности, Генеральной Ассамблеи ООН и Движения неприсоединения обсуждают международные спорные вопросы, каждая страна имеет право свободно высказывать свои позиции и реализовать политику, соответствующую ей. Иметь собственную позицию поподобным вопросам, затрагивающим интересы любой страны - большой или маленькой, соответствующую своим интересам и идеологии, свободно высказывать ее – это важный метод и особый рычаг внешней политики страны», - напоминает он.
Министр иностранных дел Л.Пурэвсурэн утверждает, что политика нейтралитета – совершенно не новое явление для нас: «В 1992г. мы утвердили новую Конституцию, согласно которой обязались вести открытую, многополярную и миролюбивую внешнюю политику, не присоединяться к военным коалициям, не позволять использовать свою территорию вооруженным силам других стран. Т.ч. можно сказать, что Монголия придерживалась нейтральной политики с 1990г.».
По мнению директора Института геополитики, доктора, профессораЖ.Чойнхора, перед тем, как определять свою политику постоянного нейтралитета, мы должны внести изменения в Конституцию: «С правовой точки зрения должны быть внесены некоторые изменения и дополнения в том числе и в Конституцию. Например, необходимо будет отредактировать ст.10.1. «Монголия придерживается принципов и нормативов, признанных международным правом, реализует мирную внешнюю политику» и заменить на: «Монголия придерживается принципов и нормативов, признанных международным правом, реализует самостоятельную мирную внешнюю политику постоянного нейтралитета». Вслед за этим будут внесены некоторые изменения и дополнения в Концепцию национальной безопасности и Концепцию внешней политики Монголии», - объясняет он.
Исходя из вышеперечисленного, при реализации политики постоянного нейтралитета нужно тщательно обдумать все аспекты. «В противном случае рождаются опасения, что может ослабнуть фундамент нашей многополярной внешней политики; что могут потускнеть общие ценности, ставшие основой для отношений с влиятельными «третьими соседями», - напоминает посол Ж.Энхсайхан.
Госсекретарь Минобороны, генерал-майорЗ.Болдбаатар подчеркивает: «Нейтральный статус требует от страны вести единую, упорядоченную деятельность, и целенаправленно следовать ей. Опыт других стран показывает нам, что только в таком случае соседние и другие страны признают ее статус и поддержат его».
Закономерно встает вопрос, какие возможности и двери открывает перед нами нейтральная политика. ПрофессорЖ.Чойнхор отвечает: «Нейтральная политика открывает перед нами новые возможности развития, являясь дополнительным гарантом безопасности. При ведении самостоятельной политики, если предположить такую ситуацию, что какое-либо государство сделало нам сложное для принятия и выполнения предложение, у нас есть все правовые основания как минимум не предпринимать контрмеры против соседних государств. Так что этот статус служит правовой защитой».
Некоторые опасаются, что реализация новой политики может помешать развитию отношений с другими странами, начиная с наших соседей. Но аналитики и дипломаты поясняют, то если верно определить вопросы новой политики в своих законодательных актах, она может открыть перед нами новые, более широкие возможности. В таком случае другие страны будут оказывать нам больше доверия, придавать особое значение сотрудничеству с нами. Со временем будет расти тенденция организации в нашей стране международных форумов и конференций, концентрироваться международные банковско-финансовые организации, расти инвестиции.
Особенно при сегодняшних условиях, когда для того, чтобы принудить другие страны принять свою политику, начали применять экономические санкции, крупные инвесторы будут крайне благосклонно относиться к подобной политике.
Начиная с лидеров Народной революции монголы давно мечтали учредить «нейтральное государство, схожее со Швейцарией», стремясь установить отношения с «третьим соседом», чтобы гарантировать свою независимость и самостоятельность. Поэтому все страны мира, как и крупные инвесторы, внимательно слушают, что скажет «Голос» Монголии и куда повернет ее курс.Д.НАРАНТУЯА, POLITIK.MN
Tags: монголия, нейтралитет, новости, политика
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments