irina_Zaharova (irina_zaharovab) wrote,
irina_Zaharova
irina_zaharovab

Монголия Сегодня 4 февраля 2014 года

Древний праздник Цагаан сар и его обычаи

История праздника Цагаан сар.
Цагаан сар – Новый год по лунному календарю - это самый древний, уважаемый и почитаемый монголами национальный праздник, который мы, унаследовали от предков. Сформировав в 1206 году Великое Монгольское государство, Чингисхаан издал указ о целесообразности отмечать праздник Цагаан сар в первый месяц весны, когда появляется первая весенняя трава, скот приносит плод и увеличиваются надои молока. До этого данный праздник назывался праздником молочных продуктов и отмечался осенью. Начиная с XVII века, когда Буддистская религия приобрела в Монголии классическую форму после назначения Ондор гэгээн Занабазара первым Богд (Религиозный и духовной глава страны), этот праздник стал отмечаться совместно с религиозным праздником. С 1 по 15 число первого весеннего месяца в буддийских храмах проходят праздничные службы, так как, эти дни считаются днями перерождения бога Будды. Эти службы составляют новогодний молебен. Он включает в себя службу в честь божеств, обряд устранения препятствий в Новом году, молебен в честь чудес, совершенных Буддой ради распространения священного учения, пожелания мира и благополучия и другие обряды.
Считается, что празднование монголами Цагаан сар на протяжении многих веков является одним из основных факторов занесения названия «Монголия» в историю человечества. Основной смысл этого праздника заключается в укреплении связей между родственниками и уважительных отношений между ними, поэтому, по традиции родственники обязательно ходят друг к другу в гости.
Вечером в «Битуун» так называется день накануне Цагаан сар. В каждой монгольской семье устраивается битуулэг – прощание с годом уходящим. В последний вечер уходящего года дети собираются у родительского очага, чтобы вместе, за щедрым угощением проводить старый и встретить новый год. В этот день люди предпочитают ночевать у себя дома для того, чтобы в приходящем году их очаг был полон радости и счастья. В первые два дня нового года монголы предпочитают не выезжать в дальнюю дорогу, так как эти дни считаются не благоприятными для дальних поездок. Во время Цагаан сара запрещается проявлять гнев, алчность и совершать глупые поступки. Воздержание от этих трех грехов, и творение доброго дела являются самыми важными деяниями во время праздника Цагаан сар.
Обряды поклонения богам
Начиная с раннего утра Битуун и до восхода солнца Шинийн нэгэн - так называется первый день Нового года - в буддийских храмах проходит служба, посвященная богам Ванданлхам и Лхам, и выполняются обряды жертвоприношения этим богам. По существующему поверью в канун Нового года бог Лхам объезжает все 3000 миров и гостит в каждой семье. Ведь каждая монгольская семья те божества, которым она поклоняется и которых почитает, располагает на самом почетном месте в своем доме, и ставит перед ним самые лучшие угощения и яства. В этот вечер, также, принято ставить на дверной косяк юрты три куска льда или молочного продукта, и класть ветку кустарника «Алтан харгана» в правом решетчатом стыке стены и двери юрты, чтобы накормить и напоить мула, на котором приехал бог Лхам. Утром Шинийн нэгэн - в первый день Нового года согласно традиции нужно помолиться богу Лхам, произнося следующие слова: «Уходящий год был хорошим годом. Удача сопутствовала нам во всех наших делах. Желаю, чтобы приходящий год был таким же удачным и благополучным, как и предыдущий. Прошу Вас, Бог Лхам, помогите мне в этом, и поддержите меня во всех моих начинаниях в новом году». После этого божеству Лхам нужно преподнести лучшие угощения, а затем начать праздно¬вать Новый год.

Угощенье в Битуун.
В последний вечер уходящего года, который называют «битуун» (новолуние), потому что в эту ночь обычно бывает совершенно темно, так как луны практически не видно на небе. В этот день все должно быть как бы заполненным. Это символизирует , что в уходящем году все было ровно и удачливо, чтобы в приходящем году жизнь семьи была наполнена счастьем и изобилием. По традиции монголы до Битуун стремятся расплатиться со всеми долгами, завершить все недоделанные работы, так как, по существующему поверью, таким образом можно восстановить удачу (хийморь), успех и благополучие.
Монгольское новогоднее застолье – целый ритуал, такой же древний, как и традиция отмечать Цагаан Сар. В Битуун - в день прощания с уходящим годом - принято есть досыта. На праздничном столе главным угощением является крестец барана - ууц. Очень важно его правильно расположить. Головная часть бараньей туши считается началом его туловища. Поэтому ууц ставится на стол так, чтобы эта начальная часть была направлена в сторону гостя, а точнее в сторону входной двери. Гость должен нарезать мясо с этой стороны. Необходимо сначала резать мясо тонкими ломтиками с поясничной части ууц. Чтобы правильно нарезать мясо с других разделанных частей бараньего туловища важно знать, какая сторона этих частей является головной стороной.
Обычно на стол ставят целое туловище или ууц, а также: баранью голову, грудинку, лопатку с ребрами, баранью ножку, грудную часть позвоночника барана с шеей. Обязательными для праздничного стола являются продукты из молока, так как, для монголов белый цвет символизирует благополучие. В Битуун, также угощают бууз или пельменями, готовятся блюда с ри¬сом, и соседи обмениваются между собой этими блюдами. Принято в один из бууз или пельменей положить монету. Тот, кому досталась бууз или пельмень с монетой, будет считаться самым удачливым в новом году, корзина добычи которого будет всегда полна.
Ул боов - национальные пряники в большинстве аймаков Монголии накладываютдруг на друга, в основном, в нечетное число этажей. Если отец или братья хозяина данной семьи живы и здравствуют, то число этажей ул боова может быть три или пять. При этом отец этого человека складывает свои ул боов в 7 этажей. На государственных церемониях число этажей ул боова, в основном равен 9. Составленные, таким образом, ул боов принято украшать молочными продуктами.
Во время празднования Цагаан Сар мужчины обмениваются «хоорег»-ами (табакеркой с нюхательным табаком). После угощения хозяева преподносят небольшие подарки гостям. Дарить одну вещь не положено.

Обычай приветствовать друг друга - «золгох».
По традиции, пожилых людей и людей, сыскавших авторитет в данной местности, принято приветствовать с хадагом – шелковым полотном, считающимся самым лучшим подарком для монголов. Голубой хадаг с поклоном подают двумя руками ладонями вверх тому, кому преподносят хадаг. Получающий хадаг, прини¬мает его тоже двумя руками, почтительно кланяется и аккуратно складывает его с правой стороны на левую. Потом они приветствуют друг друга обрядом «золгох», при котором младший по возрасту протягивает руки ла¬донями вверх и поддерживает под локти старшего, а тот в свою очередь, кладет протянутые руки ладонями вниз. Об-ряд совершается, как правило, в национальной одежде, причем у мужчин на голове должен быть головной убор. Этот обряд совершают все члены семьи, исключение составляют супруги. По монгольскому обычаю они не обмениваются приветствиями, так как считаются одним человеком. Важно в Цагаан сар помириться с тем, с кем случился разлад или ссора.
Хадаг для монголов – это самый лучший подарок. Хадаги бывают разными по длине, цвету, узорам. Хадаг, который называют Аюуш, имеет изображение людей, и дарят его самым уважаемым людям, родителям или самому старшему, а хадаг, называемый Нанжвандан, на котором изображены узоры в виде солнца и луны и с буквами, в основном, используется при похоронах. Хадаг является символической вершиной духовного и материального богатства. И с давних пор существует обычай хранить пятицветные «хадаги» как добрый знак благополучия и спокойствия. Синий хадаг – цвета голубого неба – это знак согласия и спокойствия. Зеленый – символ размножения, урожайности. Красный – символ огня – знак сохранности и безопасности очага. Желтый – отводит все плохое и является знаком возвышения в должности, про-фессионального роста, знаний и распространения буддийской философии. Белый – цвета материнского молока, олицетворяет ясную мудрость Будды и благие деяния, щедрость.
Первые лица страны в первый день Нового года в центральном храме Гандантэгчилин участвуют в ритуале поклонения божеству Жанрайсэг и церемонии вверения божеству Очирдарь судьбы народа, с пожеланиями благополучия. Также совершают обряд «золгох» с ламами высокого ранга. Затем оказывают почтение святыням нашего монастыря. Далее обряд «зол-гох» совершается в Государственной резиденции, где руководители страны совершают обряд «золгох» с приглашенными гражданами страны почетного возраста. Празднование официально продолжается 3 дня, но как правило длится не менее недели.
После наступления Цагаан сара пятнадцать дней в буддийских храмах по традиции проводятся молебны - засалы. Читаются различные молитвы, если по тем или иным причинам начинающийся год может быть неблагоприятным для них. Самое главное заключается в том, чтобы молебен проводился в первые пятнадцать дней первого весеннего месяца. В монастыре Гандантэгчинлин очень важным считается молебен, который проводится с вечера последнего дня старого года во имя благополучия всех существ в новом году. Поэтому на этот молебен приходит очень много людей. Утром первого дня Цагаан сара они посещают монастырь. В течении нескольких дней после окончания Цагаан Сар деловая жизнь постепенно приходит в свое русло. Монголы придают большое значение празднованию этого праздника.

Б.БААТАР
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments