Однозначно, стало понятно, что от имени Банка торговли и развития 49% российской доли в КОО «Предприятие Эрдэнэт» перешло к монгольской компании «Монголын зэс». А это значит, представляемая интересы российской стороны компания с госсобственностью «Ростех» прекращает получать дивиденды с 49% доли в «Предприятие Эрдэнэт». Своими соображениями на этот счет поделился Президент Горнорудной ассоциации Монголии Н.Алгаа.
- Лидирующая среди предприятий по обогащению медной и молибденовой руды в Азии компания «Предприятие Эрдэнэт» полностью переходит монгольской стороне. Это решение, как может повлиять на экономику нашей страны?
- Так как это действующее предприятие в экономическом отношении будет продолжать платить налоги. Просто меняется соотношение владения акциями этой компании. Как я понимаю, российская сторона передает свою долю в КОО «Предприятие Эрдэнэт» компании, которая зарегистрирована в Монголии, и ведет свою деятельность в нашей стране. Судя по последней информации переговоры пока еще не завершены. То, что компания с госсобственностью получает 49% частной собственности, это хорошо. Наверняка улучшится менеджмент, снизятся расходы. У специалистов предприятия будет теперь стабильная работа. Как ранее говорили, компании с госсобственностью будут в ведомстве акционерной компании «Эрдэнэс Монгол», которая с целью улучшения своего правления реализует проект Азиатского фонда. Люди по-разному оценивают это решение. С моей стороны, я считаю, что от этого будет больше положительного влияния. С покупкой российской доли частной компанией будут оперативно решать бизнес задачи. Возможно, начнут говорить о распределении доли «Предприятия Эрдэнэт» много лет проработавшим работникам, или же продажи акций гражданам.
- Также начали высказывать мнения относительно приватизации 51% доли, принадлежащей нашему правительству. Ваше мнение на этот счет?
- Думаю, что ничего не запрещает продать часть акций из доли Правительства частным компаниям, частным лицам, хотя бы 20%, с тем, чтобы уменьшить участие государства. Тогда появится возможность работать по принципу рыночного бизнеса. Но, так как экономика страны во многом зависима от этого предприятия, поэтому, наверное, с осторожностью будут принимать решения. Как бы там ни было, передача российской доли монгольской частной компании очень правильный шаг.
- С передачей российской доли у «Предприятия Эрдэнэт», по-видимому, появится возможность на рынке капитала реализовывать акции? По вашему мнению, есть возможность таким путем привлечь инвестирование?
- Открывается возможность продать акции на Лондонской бирже капитала.
- Из-за падения цен на медь, возрастает себестоимость производства меди. С переходом на менеджмент частной компании, возможно расходы снизить?
- Руководство «Предприятие Эрдэнэт» за прошедшее время достаточно результативно поработала над снижением расходов, благодаря чему себестоимость снизилась на 1000 ам.долларов. Правде, по прогнозам ожидается, что в предстоящие годы цены на медь будут колебаться. Как частная компания «Предприятие Эрдэнэт», несомненно, сможет еще добиться продвижения в вопросе снижения себестоимости. Теперь главное заключается в правильном правлении компании, и меньшем участии государства в ее деятельности. То, что компания «Предприятие Эрдэнэт» становится полностью монгольской компанией имеет большие преимущества. Хотя появились разговоры, что в Банке торговли и развития главными акционерами являются иностранные компании, российская доля перешла компании зарегистрированной в Монголии, которая ведет свой бизнес в нашей стране. Монголы, а не россияне, теперь будут работать в Совете Правления.
- Какой именно вопрос заставил российскую сторону поставить точку в «Предприятие Эрдэнэт»?
- Самый конкретный пример – медеплавильное предприятие.
- Когда монгольская сторона сделала предложение российской стороне относительно строительства медеплавильного предприятия?
- Начиная с 1992 года. А вообще еще в 70-ые годы, когда только начались переговоры об Эрдэнтэ, мы ставили такой вопрос российской стороне. Но, до сегодняшнего дня он так и не был решен. Вероятно всего, российская сторона больше нуждалась в медном концентрате, поэтому этот вопрос не был решен.
- Значит теперь, когда КОО «Предприятие Эрдэнэт» стала полностью монгольской компанией, со стороны никто не будет влиять на вопрос строительства медеплавильного предприятия?
- Получается так. Разговоры о строительстве предприятия по переработке медного концентрата, медеплавильного предприятия сейчас особенно активно распространяются.
- А россияне также участвовали в вопросах технического и технологического обновления?
- Скорее всего, так и было. Российское участие конечно было. С самого начала предприятие работало на российской технике с применением российской технологии, при этом были заняты российские специалисты. На «Предприятие Эрдэнэт» в последнее время поэтапно внедряются западные техника и технологии. Из-за влияния российской стороны все решения принимались очень медленно. В свое время разрабатывалась концепция развития «Предприятие Эрдэнэт» и россияне принимали активное участия во всех вопросах.
- Каковы возможности для увеличения запасов Эрдэнэта?
- Высока вероятность увеличения запасов. От того место, где сегодня добывают, и к югу, и к северу есть запасы. Кроме того, есть лицензия на разведку на другие площади.
- Есть прогноз, что через несколько лет цены на медь снова вырастут. Значит и доходы возрастут?
- Это так. Дивиденды полностью теперь останутся в Монголии. Эрдэнэт платит в бюджет очень большие налоги. Только налог с эксплуатации запасов составляет 17%. Теперь, как частная компания, вопрос будет, наверное, пересмотрен.
- Раз российская сторона продала свою долю, значит российским специалистам не обязательно здесь работать?
- Это так. Но есть специальности, где без российских специалистов пока не обойтись. Но в целом монголы сами смогут справиться.