irina_Zaharova (irina_zaharovab) wrote,
irina_Zaharova
irina_zaharovab

Планы железнодорожного развития у соседей – гласные, а наши – конфиденциальные

НОВОСТИ МС ЗА 4 ИЮНЯ 2014 ГОДА

Монголия лидирует в мире по объему угольных ресурсов, находится под боком самого крупного потребителя сырья, но при этом, по всей видимости, не сможет построить короткую железнодорожную линию длиной 267 км от своих месторождений до потребительского рынка для транспортировки своего «черного золота».

Начиная с прошлого года, фракция Демпартии в ВГХ напоминала Премьер-Министру реализовать железнодорожные проекты в срочном порядке, и Правительство приняло решение отделить проект экспортного коридора от бизнес-политических группировок, одержимых идеей геополитики и вертикальной дороги. Для этого было принято решение строить железнодорожную линию Тавантолгой-Гашуунсухайт узкоколейной.

Так замороженный на несколько лет проект сделал маленький шаг вперед, и 30 апреля 2014 года ВГХ впервые принял от Правительства проект постановления о строительстве железнодорожной линии. Проект постановления был передан министром экономического развития Н.Батбаяром и министром юстиции Х.Тэмуужином, что привело к дополнительным вопросам среди членов ВГХ. Ходят слухи, что именно по этой причине проект был снова отозван, а министр транспорта А.Гансух – отстранен от проекта и остался не удел.

Это решение стало ярким доказательством того, что утеряна отраслевая политика и в работу отраслевого министерства может вмешиваться кто угодно. Но Правительство никак не прокомментировало данное решение.Более того, всего через месяц данный проект постановления был отозван, показав, что судьба проекта не решена по сей день, и позиции Кабинета министров Н.Алтанхуяга могут измениться в любой день.

22-24 мая Н.Алтанхуяг принимал участие в ПМЭФ-2014, во время которого успел встретиться с президентом ОАО «РЖД» В.И.Якуниным, президентом ОАО “Роснефть”И.И.Сечиным и Генеральным директором корпорации “Ростех” С.В.Чемезовым. Как сообщила пресс-служба Правительства по связям с общественностью, он обсуждал с официальными лицами Северного соседа вопрос строительства транзитного коридора по 5 линиям (авто- и железнодорожной линии и линии электропередач, газо- и нефтепроводов) между Россией и Китаем, а также между Европой и Азией.

До этого Премьер-Министр успел договориться с замминистра финансов Китая Ши Яаобином во время его официального визита в Монголии, что финансирование для строительства линии Тавантолгой-Гашуунсухайт выделит китайская сторона за счет правительственного кредита. Так почему же он отозвал проект постановления, вернувшись из России? В чем причина? Многие источники связывают резкую перемену решения Премьер-Министра с решением Совета Национальной Безопасности (СНБ).
На прошлой неделе состоялось заседание СНБ, во время которого также затрагивался вопрос железнодорожного проекта. Ходят слухи, что было принято решение не затрагивать судьбу проекта до приезда Президента РФ В.В.Путина в Монголию в августе, для участия в праздновании 75-летнего юбилея победы Халхингольской битвы, поэтому Правительству «порекомендовали» отозвать проект постановления, разработанный Н.Батбаяром и Х.Тэмуужином.

Демпартия снова откладывает судьбу железнодорожного проекта, олицетворяющего собой последнюю надежду спасения нашей экономики, и «возводит тайны» вокруг него под предлогом государственной политики. Говорят, что в свое время Правительство считало проект «Тавантолгой-Гашуунсухайт» важнейшей частью своих созидательных работ и приняло решение о его финансировании за счет «Чингис-бондов», но министр экономического развития Н.Батбаяр отказался выделять деньги.
Понятно, что Правительство рано или поздно решит вопрос о ширине колеи. Но судьбу проекта ожидает немало других испытаний. Например, за прошедшее время Правительство так и не смогло объединить свои позиции с соседями по железнодорожным вопросам. Китай и Монголия строили железнодорожные линии навстречу друг другу, но они разминулись на 20 км. При этом Монголия строила от месторождения Ухаахудаг до пограничного порта Гашуунсухайт. Вопрос должен был решен Совместной пограничной комиссией, но она так ни разу и не собралась.

В конце 2013г. в Улаанбаатаре состоялась российско-монголо-китайская трехсторонняя встреча по железнодорожным вопросамна межправительственном уровне. Но к тому времени у Правительства и фракции Демпартии в ВГХ не было единой позиции, поэтому встреча не дала никаких результатов, и гости вернулись ни с чем.

Первичная стоимость проекта достигала 5,2 млрд. долларов США. При этом многие критиковали, что проект не учитывает сегодняшней ситуации железнодорожных организаций двух соседей, не изучал перспективы развития, не отражает особенности географического месторасположения Монголии, развития инфраструктуры, статистики транзитной транспортировки, гарантий безопасности транзита, структуры страхования, особенностей технологии железнодорожного строительства, фактора влияния на окружающую среду. Также нет документов о том, как выросла себестоимость проекта сегодня, когда курс доллара так резко подскочил.

Пока мы тут маялись, в 2012г. Россия выдвинула стратегический проект «сухопутных мостов» между Европой и Юго-Восточной Азией и уже приступила к его реализации. Согласно данному проекту, Транссибирская магистраль будет использоваться для транспортировки пассажиров и грузовых контейнеров, будут обновлены приграничные железнодорожные станции, и третий железнодорожный коридор между Россией и КНР будет построен между портами Биробиджан и Тунжиан.

Железнодорожная сеть Внутренней Монголии достигает 10285 км, состоит из 7 основных путей и 9 разветвлений, и южный сосед планирует удлинить ее к 2020г. до 14300 км. Согласно этому плану, китайский порт Ганцмод будет соединен с портом Гашуунсухайт в аймаке Умнуговь, Мандал – с портом Хангив аймаке Дорноговь, Зуун Хатавч – с портом Бичигт в аймаке Сухбаатар, Рашаант – с портом Нумруг в аймаке Дорнод, Ар хашаат – с портом Хавиргав аймаке Дорнод. Есть информация, что Правительство КНР активно продвигает строительство, которое планирует сдать в эксплуатацию в 2015г.

Если наши соседи так открыто сообщают о своих планах железнодорожного развития, маршрутах и сроках их реализации, то наше Правительство предпочитает держать все в секрете. Возможно, поэтому не может отделить эти планы от бумаги и реализовать в жизни.

Железнодорожный проект на сегодняшний день считается «надеждой экономического возрождения», но завтра он может стать евразийским мостом. Он в равной степени должен отражать интересы южного соседа, который заинтересован в закупке угля по низким ценам, и северного, который является паритетным совладельцем нашей железнодорожной сети. Специалисты считают, что мечты монголов воплотятся только тогда, когда этот баланс будет соблюден. Искренне надеюсь, что Правительство, разработав новый проект постановления, учитывающий интересы обоих соседей, не поддастся монгольской привычке «обувать» друг друга и не повторит горькой истории прошлых лет. Д.Отгонжаргал,Оноодор
Tags: Монголия, ж.д, новости, политика
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments