irina_Zaharova (irina_zaharovab) wrote,
irina_Zaharova
irina_zaharovab

О чем пишет Монгольская пресса. Треугольник Монголии, России, Китаяи США

Предлагаем вниманию читателей аналитическую статью доктора, профессора Д.Уламбаяра.

В зависимости от внешних факторов на протяжении 20 века монголы проявляли усилия для подтверждения независимоси Монголии на международном уровне. Причины были связаны с разворачиванием международных отношений на Дальнем Востоке, географическим расположением Монголии, геополитикой великих держав. После Второй мировой войны активизировалась внешняя политика, дипломатическая деятельность Монголии, а ее усилия по признанию ее независимости отвечали геополитике северного соседа.  Процесс установления и развития отношений с соседями был для суверенной Монголии самым сложным в истории внешних отношений и дипломатии, в особенности, в первой половине 20 века.

Главной причиной были Китай в Монголо-Российских отношениях, Монголия в Российско-Китайских отношениях, Россия в Монголо-Китайских отношениях, была вроде бы взаимозависимость, но создался треугольник расходящихся интересов. В этих интересах были, во-первых, независимость Монголии, которая никогда не была частью Китая, во-вторых, геополитика сначала Царской России, а далее Советской империи, которая хотела сделать Монголию свою щитом, неким прикрытием, в-третьих, нагло демонстрируемая Китаем позиция о том, что Монголия – это ее часть. В этом треугольнике определенную роль занимала Япония. Следует отметить, что главным участником, оказывавшим влияние на треугольник, была США. В подписанном во время Ялтинской конференции трех союзников соглашении был обозначено положение о признании «status quo» МНР, и США сыграли главную роль в том, чтобы Китай признал это. А«moratorium» северного соседа на много лет переносил установление дипломатических отношений между МНР и США.

Одним из важных событий, открывшим широкие возможности для развития новых отношений и сотрудничества, установленных с двумя соседями после Второй мировой войны, является заложение начала взаимодействия трех соседних государств. Так была проложена железная дорога, соединяющая СССР, МНР, КНР, сдали ее в эксплуатацию. 15 сентября 1952 года руководители трех стран встретились в Москве с целью подписания соглашения о сдаче в эксплуатацию этой железной дороги. Соглашение подписали Премьер-министр МНР Ю.Цэдэнбал, Премьер-министр Госсовета Китая Чжоу Эньлай, заместитель члена Политбюро Коммунистической партии СССР, первый заместитель Совета министров СССР, министр иностранных дел А.Я.Вышинский, и на церемонии присутствовала советская партийная и государственная делегация во главе с И.В.Сталиным. Это был первый саммит трех соседних стран.

А сегодня продолжается процесс сформирования нового порядка многоопорных внешних отношений в мире под руководством России и Китая. Понятно, что Монголии нужно адаптироваться к новому геополитическому пространству, придерживаться правильного сбалансирования сил и интересов, и двигаться вперед. Развитие отношений с двумя соседями является приоритетной целью Монголии, и, руководствуясь принципом сбалансированных политических отношений, в 2003 году наша страна подписала с Россией Соглашение о традиционных добрососедских партнерских отношениях, в 2009 году – Соглашение о стратегических партнерских отношениях, в 2003 году с Китаем было подписано Соглашение о добрососедских взаимодоверительных партнерских отношениях, в 2011 гооду – Соглашение о стратегических партнерских отношениях, в 2014 году – Соглашение о комплексных партнерских отношениях. Таким образом, правовые основы отношений мы обогащаем новым содержаним, что имеет особое значение для развития сотрудничества.

Монголия инициировала саммит трех соседних государств, и это в дальнейшем станет постоянным механизмом отношений. Другими словами, отношения трех соседей обогащаются новым содержанием и двигаются дальше. Утвержденная Россией, Монголией, Китаем программа экономического коридора является хорошим примером трехстороннего сотрудничества. Но содержание начатого по инициативе Монголии саммита трех соседних стран не должно быть механизмом обсуждения дальнейшего участия Монголии в торгово-экономической политике двух держав. Иными словами, это должен быть механизм обсуждения широкого спектра вопросов.

Остается надеяться, что недавние санкции Китая в отношении Монголии были только «временными». Ведь впереди нас ждет сотрудничество по стратегии win win (выигрыш) участники либовместе выигрывают, либо оба терпят поражение. Российско-Китайские отношения достигли уровня комплексного стратегического партнерства, руководство Китая заявило, что Китайско-Российские отношения никогда не вернутся к уровню союзников. Поэтому сегодня и в ближайшем будущем будут наблюдаться благоприятные условия в геополитическом, геоэкономическом пространстве Монголии. Китайские исследователи говорят, что в плане торговли и экономики Монголия клониться к Китаю, в инвестициях, новой техники и технологии опирается на Японию и Канаду, а в полититике придерживается позиции США, и в военно-оборонной отрасли делает ставку на Россию.

Монголия в рамках политики по третьим соседям устанавливает комплексные стратегические партнерские отношения с США, Японией, Индией, что является проявлением политики опоясования с трех сторон Китая. Монголы считают Америку своим третьим соседом, называя это многополярной внешней политикой. Иными словами, это принцип, гласящий «котел прочно стоит, когда у него больше трех ног». Так пишут китайские исследователи о Монголии.
Россияне тоже недовольны тем, что растет влияние Америки на Монголию. Это проявляется в высказываниях российских исследователей. Это А.Козырев (министр иностранных дел России в 1990-1998 годах) назвал последствием нацеленной на Западную Европу политики, и на этом свободном пространстве США укрепляют свои позиции, а из-за ослабления внимания на Монголию, 51 % акции стратегически значимых российско-монгольских предприятий «Эрдэнэт» и «Монголросцветмет» перешли монгольской стороне. Современные российские исследователи считают политику по третьим соседям Монголии проявлением заинтересованности монголов установления союзнических отношений с западными странами, причем, против России. Недавно российская корпорация «Ростех», владевшая 49 % акции «Предприятия Эрдэнэт» и «Монголросцветмета», продала их частной монгольской компании, которая незнакома монголам. Если не считать АО «Улаанбаатарская железная дорога», где доля Монголии и России составляет 50:50 %, в Монголии не стало крупных геополитических, геоэкономических интерсов России.

Политика Монголии по третьим соседям является почитанием коренных интересов монголов и мира во всем мире, эта политика является многоопорной, открытой, не присоединившейся к другим. Это является ярким проявлением внешней политики, придерживающейся равновесия самостоятельных сил и интересов. Посол США Джонатан Эдлтон в своем интересном произведении «Один важный фактор: Американско-Монгольские дипломатические отношения, 1987-2012» написал: «Монгольские политики договариваются по внутренним вопросам, хотя много и шумно спорят, но они стараются показывать миру объединенную позицию по внешней политике, хотя на их плечи водружен большой груз – добиваться согласия на национальном уровне. Нынешняя тенденция во внешней политике Монголии показывает, что монголы будут продолжать прочные отношения с двумя соседями, при этом разными способами и путями ищут своих третьих соседей. По мере того, как Монголия более успешно будет продвигать политику по третьим соседям, в дальнейшем будет еще сложнее. На международной арене у Монголии хороший авторитет, что будет помогать ей в упрощении процесса нахождения своих третьих соседей».

Следует отметить, что инициатива внешней политики Монголии о нейтралитете противоречит принципу многополярной внешней политики. Во время 11-го саммита АСЕС в Улаанбаатаре Монголии не удалось заручиться поддержкой по инициативе нейтралитета. Об этой инициативе взаявлении Председателя 11-го Улаанбаатарского саммита АСЕМ говориться: «…Одобряются усилия Монголии по инициативе о нейтралитетедля того, чтобы вносить посильную лепту в укрепление взаимного доверия международного сообщества». В утвержденном заявлении Председателя 11-го Улаанбаатарского саммита АСЕМ отмечено, в частности: «…Меры монголов по укреплению взаимного доверия играют важную роль в миссии по обеспечению мира и стабильности», при этом не забыли об усилиях стран, придерживающихся нейтралитета в своей внешней политике. Вот такие заявления с двумя разными содержаниями были приняты Председателем 11-го саммита АСЕМ. Исследователи двух соседних стран считают, что монгольская инициатива о нейтралитете во внешней политике, на самом деле, выдвинута по рекомендации Америки. Такие подозрения и заключения проявляются из докладов российских и китайских исследователей на международных форумах. Это приковывает наше внимание. А какова тогда позиция США.

Результаты визита Джона Керри:

5 июня 2016 года с однодневным визитом в Монголии побывал Государственный секретарь США Джон Керри. Америка заинтересована делать Монголию постоянным примером для двух соседних стран, где ограниченные демократия и права человека, свободная пресса находится под контролем, действует авторитарный режим, поэтому называет ее oasisofdemocracy, но это, разумеется, не означает, что наша страна достигла пика в развитии демократии. В рамках своего визита Д.Керри в фешенебельной гостинице Шангри-Ла  встретился с представителями молодого поколения Монголии, что привлекло внимание многих людей. Во время встречи у Д.Керри спросили позицию Америки по политике о нейтралитете, инициированной Президентом Ц.Элбэгдоржем.

В ответ Д.Керри сказал: «Да. Многое будет зависеть оттого, что подразумевается под нейтралитетом. Другими словами, все будет зависеть оттого, по каким причинам и в отношении каких вопросов вы будете придерживаться нейтралитета. Не хотелось бы, чтобы монголы придерживались нейтралитета в отношении прав человека. Хочется, чтобы в плане демократии в Монголии следовали нейтралитету. Но если вы намерены следовать нейтралитету в отношении конкретных противоборствующих государств и группировок, то не стоит этого делать, не надо марать руку о грязь чужими руками. То есть, все зависет оттого, что вы подразумеваете под этой формулировкой. Как я помню, Данте (итальянский поэт, мыслитель, богослов, один из основоположников литературного итальянского языка, политический деятель. Создатель «Комедии», в которой был дан синтез позднесредневековой культуры) писал, что тех, то сомневается и старается выжить во время крупного кризиса, то есть, тех, кто придерживается нейтралитета, на самом деле толкают на самое дно котла ада. Ведь правда, так? Сегодня вы можете не верить в ад, не верить в рай, и вообще ничему не верить. Но если говорить чисто с позиции морали, то понятно, что вам нужен компас морали. Если вы потеряете этот компас, вы потеряете свое государство, у вас не будет прав, свободы. Это самое опасное. Поэтому хочется, чтобы монголы с большим вниманием и осторожностью отнеслись к нейтралитету, к пониманию того, что будет подразумеваться под этой формулировкой».

«Приведу еще один пример. Я не думаю, что страны мира будут придерживаться нейтралитета, наблюдая за действиями Асада Башара в отношении сирийского народа. Это один пример. Мне думается, что никто не может следовать нейтралитету, когда истребляют нацию. Никто не будет держаться за нейтралитет в отношении военизированных детей. Нельзя следовать нейтралитету, когда торгуют людьми. Это я подразумеваю компасом морали. Зарождение каких-либо эмоций и чувств в отношении того, что я сейчас тут говорил, является правомерной потребностью и необходимостью, поэтому вы не можете не выражать свою позицию касательно этих незаконных действий, вам нужно держаться за этот компас. Нельзя думать только о себе, шагать только в свою сторону», - сказал Д.Керри.

Следует отметить, что недавно парламент вернул авторам проект Закона о нейтралитете Монголии. Это отвечает интересам национальной безопасности Монголии. В этот новый этап формирования нового порядка многополярных внешних отношений Монголия должна продолжать сбалансированные отношения с двумя соседними странами, а для продвижения сотрудничества с новой администрацией США нужно последовательно реализовывать политику по третьим соседям, что будет отвечать  национальным интересам нашего государства. Распространение демократии, опыт по демократии является уязвимым для двух соседей вопросом. К тому же понятно, что новая американская администрация не будет придавать этому большое значене. Поэтому стоит призадуматься. Газета «Зууны  мэдээ» Доктор, профессор Д.Уламбаяр.

Tags: монголия, новости, политика
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments