irina_Zaharova (irina_zaharovab) wrote,
irina_Zaharova
irina_zaharovab

Государственное участие в Монголии превышает все границы

НОВОСТИ МС ЗА 13 ИЮНЯ 2014 ГОДА

Один из величайших философов ХХ века К.Поппер (1902-1994) сказал, что государственное участие необходимо для защиты свободы, но оно должно быть ограничено в той же мере. Стоит ли упоминать, что он является основателем теории «открытого общества»?
Это означает, что ограничение государственного участия позволит сформировать общество, способное защитить права и свободу человека. Если государственное участие велико, растут лишние расходы, экономика не развивается, его рост не ощутим для граждан, права и свобода человека ограничены, процветают коррупция и бюрократия. Государственные деятели превыше всего ставят собственные интересы и позиции, принуждая общественность признать его правоту. Такое сообщество называют «закрытым».
Мечтой всего человечества является общество, при котором государственные деятели превыше собственной власти ставят интересы своего народа, несут перед ним ответственность; социальные ценности оцениваются не узким кругом правящих лиц, а всем обществом; социальные делания и стремления определяются не личными интересами власть имущих, а законом. Именно такое общество является конечной целью демократического сообщества.

Каким должно быть государственное участие в социальной жизни?

Существуют несколько методов оценить долю государственного участия в социальной жизни. Самый простой метод: рассчитать, какую долю социального капитала занимает государственный бюджет? Здесь стоит отметить, что в высокоразвитых странах бюджет не превышает 30% ВВП.
Согласно утвержденному нашему закону «О бюджете», бюджетные доходы в 2013г. должны были достигать 7,088.3 млрд. тугриков или 40.2% ВВП, расходы - 7,444.6 млрд. тугриков или 42.2%, бюджетный баланс может быть убыточен на 356.3 млрд. тугриков или 2.0%ВВП.Отсюда можно сделать вывод, что на сегодняшний день доля государственного участия достигает 42,2%. Это означает, что каждый монгол, заработав 100 тугриков, 42 тугрика возвращает государству. Это много или мало? Будь вы бизнесменом, вы бы согласились отдавать 42% своих доходов?
Следующий метод: нужно рассчитать соотношение госслужащих и рядовых граждан страны. Согласно статистике Совета государственной службы, по состоянию на 01.01.2013 в Монголии насчитывается всего 162769 госслужащих. Если в 2005 их количество достигало 120581 человек, то к 2013 выросло на 42188. Это означает, что за последние 7 лет количество госслужащих выросло на 34,9%. По идее, это должно означать, что государственный сервис должен стать доступным на такую же долю. Но такова ли ситуация в действительности?
Как сообщает Национальный комитет по статистике, по состоянию на 01.06.2013 население Монголии достигало 2,893,404 человек. Это означает, что на 18 человек приходится 1 госслужащий. Другими словами, на государство работает 5,6% населения. И для того, чтобы прокормить государство, которое занимает 5,6% населения, каждый монгол тратит 42,2% заработанных денег и созданных богатств. Это много или мало?
Конечно же, не все 7,444 трлн. тугриков государственного бюджета идут на заработную плату и текущие расходы госслужащих. Некоторая доля идет на социальные дотации и защиту, общественные капиталовложения и т.д. Но, на мой взгляд эта цифра все равно кажется большой. Разве по сравнению с тем, сколько мы зарабатываем, государство не кажется слишком громоздким?

Коррупция связана с государственным участием?

По инициативе гражданина ФРГ в 1993г. была организована неправительственная организация “Transparency International”, которая ежегодно вычисляет международный индекс коррупции.
В 2012г. Монголия из 176 стран мира занимала 94-е место, получив 36 очков из 100. В 2011г. мы занимали 120-е место, заработав 27 очков. Этих показателей слишком мало, чтобы хвастаться: «Мы проделали огромную работу всего за один год и достигли огромных успехов». Если вы посмотрите на карту мира, разрабатываемую данной НПО, вы увидите, что Монголия по-прежнему окрашена в красный цвет.
Первое место занимает Финляндия, получившая 90 очков. На этой карте она окрашена в желтый цвет. Это означает, что 90% финской деятельности с государственным участием чисты от коррупции. А в Монголии – чисты всего 36%, прочие 64% - связаны с коррупцией. Получив как минимум 40-50 очков, Монголия достигнет среднего мирового уровня. Здесь хочется упомянуть, что самое последнее место в этом списке занимает воюющая Сомали, 88% государственной деятельности которой подвержены коррупции.
Этот индекс показывает, что в Монголии высокая доля государственного участия, и государство продолжает наносить урон интересам своего народа. Чем выше государственное участие, тем меньше гражданское участие, тем больше ограничивается их свобода, не позволяя снизиться коррупции и бюрократии. Коррупцию формирует только государство, потому что в частном секторе нет необходимости в ней. Чем выше коррупция, тем выше государственное участие.

Какова доля государственного участия в экономике?

Американские журналы “Хэритэж сан” и “Уоллстрийт” провели оценку экономической ситуации 184 стран, разработав индекс экономической свободы. В 2012г. Монголия заняла 81-е место, получив индекс 61,5, а в прошлом году – 91-е место.
Хотя мировое сообщество ценит Монголию за рост экономической свободы, нам еще далеко до «прекрасного будущего». По предварительному исполнению в 2012г. экономический рост достигал 12,3%, ВВП вырос до 13,9 трлн. тугриков, доля ВВП на душу населения – на 1,2% и достигла 4,8 млн. тугриков, уровень инфляции за год менялся на 14 пунктов, государственный бюджет и внешнеторговый оборот по-прежнему убыточны.
Для снижения уровня инфляции Правительство и Монголбанк начали реализацию программы стабилизации цен в четырех направлениях, что лишь усилило долю государственного участия в экономике страны. Цены на товары широкого потребления теперь зависят не от рынка, а государства, во времена социализма.
Вопросы финансирования за счет правительственных бондов также увеличили долю государственного участия в частном бизнесе. Если бюджет в 2013г. достигал 7,4 трлн. тугриков, то средства правительственных бондов достигли 2,1 трлн. тугриков, что приравнивается 28,3% бюджета. И если считать, что бондовые средства дописывают к бюджетным расходам, понятно, какими будут бюджетные убытки в 2013г.
Опасность таится в том, что финансирование за счет бондовых средств не доходит до бизнесменов и хозяйственных единиц равноправно. Их распределяют по отраслям за счет реализуемых проектов, поэтому они мешают честной конкурентной борьбе между бизнесменами. Победившие в тендере хозяйственные единицы получают огромную прибыль, получив огромное финансирование, а те, кто не принимает участие в реализации проектов, остаются ни с чем. Понятия равноправия и честной конкуренции теряют свой смысл. Некоторые делают свой бизнес за счет льготных бондовых средств, другие – высокопроцентных кредитов коммерческих банков.
Хотя бондовое финансирование и нужно экономике страны, механически можно предположить, что оно увеличивает государственное участие на 28,3%. По всей видимости, долго еще в экономике Монголии не будет действовать «теория невидимой руки», согласно которой рынок регулирует сам себя. Потому что он не сможет этого сделать, пока высоко государственное участие.

Каково государственное участие в области средств массовой информации?

В 1941г. при поддержке Президента США Ф.Рузвельта была основана НПО “Freedomhouse”, которая ежегодно вычисляет индекс свободы слова в разных странах мира. В 2013г. Монголия получила 37 очков и была названа «свободной наполовину».
Также ежегодно выводит индекс свободы слова в разных странах мира НПО «Журналисты без границ» (ReportersWithoutBorders). Она была основана в 1985г., центр ее располагается в Париже. В 2013г. Монголия получила от этой организации 29,93 очков и из 179 стран мира заняла 98-ое место. При этом в 2005г. Монголия занимала 53-е место.
Отсюда можно сделать вывод, что свобода слова в Монголии ограничивается с каждым годом. По мнению вышеперечисленных НПО, государство продолжает ограничивать журналистов, не уделяет внимание их независимому статусу.Хотя можно было бы предположить, что главным ограничителем свободы слова в Монголии является закон «О свободе » от 1998г., всего на одну страницу, но по сути своей он больше напоминает декларацию, и не имеет конкретных статей, предоставляющих средствам массовой информации определенные права и обязанности.
Зато в Уголовном кодексе есть четкие статьи о клевете и оскорблениях, на основании которых на журналистов можно завести дела по поводу опубликованных ими статей. С их помощью удается напугать и оказать давление на СМИ. Другими словами, как попытки государства посягнуть на свободу слова, удержать СМИ под государственной властью, это явление объяснить невозможно.
Хотя законопроект о свободе СМИ находится на стадии обсуждения, он не утвержден по сей день. Возможно, у сегодняшнего правительства страны нет ни желания, ни смелости предоставить им свободу слова. Чем иметь средства массовой информации, способные раскритиковать их, вывести на чистую воду и разведать все секреты, правительству гораздо выгоднее иметь покорное и восхваляющее СМИ, которое еще и опубликует заказные статьи по его вкусу.

Нужно ли демократии государственное участие?

Основанный в 1946г. всемирно известный британский журнал “TheEconomist”, начиная с 2006г. начал устанавливать индекс, определяющий уровень демократии в разных странах мира. В 2006 Монголия занимала 56-е место, в 2008 – 58-е, в 2010 – 64-е,в 2012 – 167 –65-е место, получив 6,35 очков. Так что в плане демократии Монголия считается страной «с искаженной демократией».
Индекс демократии выводится на основании процессов выборов в стране, доли государственного участия, политического участия, политической культуры, свободы граждан. Падение индекса нашей страны доказывает, что в общественной жизни нашей страны растет политическое и правительственное участие, падают показатели политической культуры, прав и свободы человека. Мы даже утеряли способность проводить политические выборы, которые являются высшей формой проявления демократии, предоставляющей гражданам право выбора. Сегодня политические выборы в нашей стране превратились в многосерийную трагикомедию.
Если в демократическом развитии нам удается сделать шаг вперед, то мы тут же делаем два назад. За последние шесть лет нас обогнали 9 стран. Это означает, что наше государство лишь притворяется демократическим. Многие говорят о недостатках демократического строя нашей страны, но наши правящие круги предпочитают делать вид, что ничего не слышат. На словах они говорят о демократии, правах и свободе человека, правовом правлении, но, на деле, куда мы идем? На сегодняшнем опыте мы поняли, что правительство, которое больше всех прочих говорит об уменьшении государственного участия, на деле максимально увеличивает свою власть.
Известная бирманская борец за демократиюАн Сан Су Чин сказала: «Притворяющаяся демократия опаснее диктатуры, потому что служит поводом не исправлять социальные искажения». Ее слова точно описывают наше правительство. Если каждый гражданин не будет бороться за свою свободу и интересы, за снижение государственного участия, то правительство никогда добровольно не откажется от власти. Будет только увеличивать ее.
Если мы не установим социальный надзор над деятельностью сегодняшнего государственного аппарата, то не сможем продвинуться вперед: нас оттянут назад.
Ё.ЭНХБАЯР (философ), www.mongolforum.mn
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments