irina_Zaharova (irina_zaharovab) wrote,
irina_Zaharova
irina_zaharovab

Categories:

Так сказал Хантингтон (Thus Spoke Huntington)

НОВОСТИ МОНГОЛИЯ СЕГОДНЯ ЗА 16 ИЮНЯ 2014 ГОДА

Покойный профессор Гарвардского университета, стратегический исследователь, доктор Сэмуэль Филлипс Хантингтон в 1993г. публиковал статью «Столкновение цивилизаций», которая во многом предугадала события на мировой арене в начале ХХI века. Полностью сбылись его смелые прогнозы:
Во главе многих стран Арабского мира станут мусульманские фундаменталисты;
Вьетнам и Китай столкнутся за права обладания группой островов в Южном Китайском море, и ситуация обострится до военной ситуации;
Раскол Судана;
Раскол Украины.
С.Хантингтон предсказал, что раскол Украины начнется с того, что страна потеряет Крым, и эти события начались весной 2014г. По мнению Хантингтона, причинами являются не межнациональные распри, а «столкновение цивилизаций». В западной части Украины живут католики, подверженные западной цивилизации, а в восточной – православные христиане. Если во времена советского правления западные украинцы были недовольны, что их культуру «обрусили», то после 1994г. восточные стали проявлять недовольство, что их «украинизируют» и заставляют «мыслить по-украински». Ситуация углубилась до того, что может дойти до гражданской войны.
О «переходе» Крыма с одного берега к другому говорила и знаменитая предсказательница ХХ века Ванга, но в отличие от нее С.Хантингтон опирался на научную основу стратегических исследований.

7.Прогнозы Хантингтона о Монголии и их реализация

Как писал С.Хантингтон, в глубине Heartland-а находится landlocked-страна Монголия, не имеющая выхода к морю. По его словам, географическое месторасположение буддистской страны, зажатой между ортодоксальной и синской сверхдержавами, служит постоянной угрозой ее независимости. По его словам, самые опасные культурные противостояния будут разворачиваться вдоль границ между цивилизациями, а их причинами будут классические вопросы внешней политики:
Экономическая мощь и проблемы ресурсов, которые выражаются через внешнеторговые и инвестиционные споры;
Вопросы населения, в том числе попытки защитить представителей собственной цивилизации, проживающих в другой стране, неприязнь к представителям другой цивилизации и попытки изгнать их с собственной территории;
Вопросы культуры и ценностей. Здесь имеются в виду противостояния, когда когда одна страна пытается силой навязать представителям других цивилизаций собственные культурные ценности;
Когда представители сильной цивилизации вмешаются в столкновение интересов вдоль границ цивилизаций, это несомненно приведет к территориальному спору.
Согласно данной теории С.Хантингтона, в 2015г. между Россией и Китаем возникнет противостояние, в результате которого Монголия расколется по ширине 47о: «В начале войны Китай предложит России заключить соглашение о взаимной безопасности, который будет напоминать Гитлеро-Сталинский пакт о ненападении. Но успешные расширения Китая в Юго-Восточной Азии вызовут сомнение русских. Москву испугает безграничное господство Китая в восточной Азии, из-за чего русские начнут укреплять свои военные базы в Сибирском регионе. Жестокое отношение к иммигрантам приведет к восстанию переселившихся китайцев в Сибири, и Китайская Народно-Освободительная армия вступит на территорию России, чтобы защитить своих земляков. Китайцы попытаются захватить Владивосток, бассейн реки Амур, важнейшие регионы Восточной Сибири. Пока в центральной Сибири будут разворачиваться боевые действия, в Монголии поднимется восстание против китайского протектората».
С 2009г. некоторые монгольские политики и члены ВГХ начали пытаться распространять теорию «47-ой параллели» на основании прогнозов Хантингтона. Члены ВГХ Ц.Мунх-Оргил, Б.Бат-Эрдэнэ, Р.Буд и Я.Санжмятав разработали законопроект с грозным названием: «Об экологически зеленом поясе для ограничения поисковой и добычной деятельности полезных ископаемых», согласно которому нельзя заниматься горнорудной деятельностью севернее 47-ой параллели, чтобы оставить потомкам девственную природу.
Известный публицист Баабар опротестовал их мнение: «Чем меньше мы делим нашу территорию, тем больше гарантия нашей безопасности. В своей книге «Столкновение цивилизаций» профессор Хантингтон писал, что в 2015г. китайцы завоюют половину Монголии, русские сделают им строгое внушение, в результате они поделят Монголию по 47-ой параллели. Север будет принадлежать России, юг – Китаю. Но такого никогда не произойдет», (baabar.niitlelch.mn/content/115.shtml). Понятно, что Баабар, как монгол, никогда не поддержит подобный прогноз, но реальность не зависит от его намерений.
Представитель следующего поколения Хантингтона - стратег Параг Ханна внес некоторые коррективы в его теорию относительно Китая. С.Хантингтон писал, что «сверхдержавы не спешат применять друг против друга военную силу», и на этом основании Параг Ханна считает: «Китаю не обязательно использовать военные силы. Он может создавать новые колонии путем аренды и закупки». В своей публикации «Будущая карта мира» на сайте TED он назвал Монголию: «Mine-golia», - и писал: «Китайские компании владеют в Монголии месторождениями меди, угля, цинка, золота. Все ресурсы они экспортируют на свою Родину. Китай не завоюет Монголию. Он просто купит ее. Сегодня сверхдержавы перестали завоевывать колонии: они их покупают».
Российский политолог и военно-стратегический аналитик Александр Храмчихин в 2005г. опубликовал статью «Китайское вторжение: сценарий-2015», основанную на теории Хантингтона, в которой он утверждает: «чтобы захватить Восток России Китаю потребуется одна неделя». Он обосновывает свое предположение следующим образом: «Группировка в составе 10 пехотных дивизий Ланьчжоуского военного округа пересекает территорию Монголии, вступает на территорию РФ в республике Тыва и к 8 января, не встречая никакого сопротивления, выходит к Абакану. К этому дню основные силы НОАК захватывают Тайшет, важнейший железнодорожный узел Восточной Сибири, окончательно изолируя восток страны от её центральных районов».
По мнению других аналитиков, главной ошибкой теорий А.Храмчихина и С.Хантингтона является то, что они предположили, что Китай использует военные силы, чтобы расширить свою территорию. Но на протяжении всей своей истории Китай всегда предпочитал военным силам культурно-экономическую экспансию.
Испокон веков они придерживаются политики ожидания подходящего часа, и этот час для них наступает сегодня в нашей стране. Политические и деловые круги Монголии, во время «China mining boom» продавшие немного угля и попробовавшие вкус денег, сегодня начинают скучать по высоким запросам и предметам роскоши.
Наслушавшись критики со стороны общественности и оппозиции о том, что они виновны в экономическом крушении, росте валютного курса и ухудшении жизненных условий, сегодня среди правящих кругов появилась группировка, заинтересованная в решении денежных проблем за счет получения предоплаты за уголь у китайской стороны. Они стараются подхалимчивать южному соседу, проложив узкоколейные железнодорожные линии в четырех направлениях, а в награду получить много денег как предоплату за уголь, который будут поставлять еще 20 лет. История с предоплатой компании «Чалко» не стала для них уроком. При этом они стараются успеть достичь договоренностей за срок действия «100-дневной программы активации экономического развития».
В свое время китайский министр Чен И, работавший в Их Хурээ пытался утвердить в Верхней и Нижней палатах программу «64 законодательные статьи об улучшении будущего Внешней Монголии», и эта история повторяется сегодня. Министр иностранных дел и министр горнорудной отрасли передали Правительству проект «Программы средне- и долгосрочного развития Монголии», который они разработали совместно с Послом КНР в Монголии. Они и не скрывали этот факт, официально упомянув об этом в сопроводительном письме. В те далекие времена, 100 лет назад, за утверждение программы, разработанной китайским послом, хлопотали министр иностранных дел гун Б.Цэрэндорж и министр внутренних дел шанзав Г.Бадамдорж.
Здесь возникает несколько вопросов. Или наши парламент и правительство разучились разрабатывать программы развития, или они соскучились по тем временам, когда Плановая комиссия СССР разрабатывала для наших руководящих кругов пятилетние планы, поэтому они решили заменить северного на южного соседа? К.Маркс говорил, что «История повторяется дважды: первый раз в виде трагедии, второй - в виде фарса», и мы видим, что его слова претворяются в жизни. Только что это: фарс или трагедия?
С одной стороны, экономический рост и развитие Китая предоставляют Монголии благоприятные возможности. С другой стороны, беспрерывно продолжаются события постепенно и экономически захватить Монголию, сделать ее зависимой. К сожалению, с монгольской стороны эти процессы идут интенсивнее. И невольно начинаешь сожалеть, ради чего мы совершали Демократическую революцию в 1990г? ради того, чтобы избавившись от контроля одного соседа, перебежать под контроль другого?

Национальные концепции китайской железнодорожной сети

Насколько реальны прогнозы иностранных аналитиков о том, что мы потеряем нашу землю южнее 47-ой параллели? По мнению С.Хантингтона эту землю у нас отнимут, Парага Ханны – купят или арендуют. Сегодняшние события показывают, что второй вариант вернее.
Монгольские правящие круги сегодня сдаются перед китайской экономической экспансией. Чтобы решить сегодняшние экономические затруднения, они признают китайскую железнодорожную политику. Поняв, что ей не удастся тягаться с Китаем, Россия также идет на уступки, предпринимая дипломатические уловки, чтобы оставить под своим надзором территорию севернее 47-ой параллели. Подписав в Шанхае четырехсотмиллиардное соглашение с китайцами, русские вызвали нашего Премьер-министра в Санкт-Петербург. После этого служба Премьер-министра объявила о том, что русские не возражают против строительства узкоколейной линии, но, по всей видимости, это было упущение его служащих «lost in translation». Потому что российские представители, прибывшие для участия в праздновании юбилея АО «УБЖД», резко отвергли эту информацию.
Если монгольские правящие круги перейдут на китайские стандарты, то русские постараются не упустить из-под своего надзора север 47-ой параллели. Но что они будут делать для этого?
“Роснефть” пошла на огромные уступки, и теперь будет поставлять нам нефтепродукты по расценкам Сингапурской биржи. Мы будем проводить совместные геологоразведочные работы. По инициативе министра обороны С.Шойгу русские предлагают достроить железнодорожную линию Элегест-Кызыл-Курагино вглубь Монголии, до г.Эрдэнэт. Развернули движение, чтобы переименовать Республику Бурятию в Северную Монголию, и предложение уже передано на обсуждение в Государственную Думу. В качестве прецедентов приведены примеры, когда прочие объекты РФ изменяли свои названия: Калмыкия – на Хальмг Тангч, Тува – на Тыву, Чечня –на Ичкерию. Президент РФ В.В.Путин только обещал рассмотреть возможность приехать для участия в юбилее Хальхин-гольской победы. С официальным визитом приезжал секретарь СНБ РФ Н.П.Патрушев.
А какие меры предпринимают китайцы, чтобы взять под свой контроль территорию, южнее 47-ой параллели? Сама политика была разработана еще в 1912г. первым китайским Президентом Сунь Ятсеном. «Национальные концепции китайской железнодорожной сети» - это не новое явление. В 1894г. тогда еще революционер Сунь Ятсен назвал железную дорогу «артерией жизни», основав учение об ее эксплуатации в геополитике.
21 августа 2013года под руководством члена ВГХ Г.Батхуу Институт стратегических исследований при АН Моголии, Британский университет Кембридж, Ассоциация железнодорожных инженеров Монголии и другие НПО организовали научный форум «Проблемы железнодорожного развития Монголии», во время которой профессор Кембриджа, доктор Урадын Э.Булаг вступил с очень интересным докладом.
В своем докладе «Национальные концепции китайской железнодорожной сети и Монголия»Э.Булаг говорил: «Сунь Ятсен особо подчеркивал важность беспрепятственного железнодорожного соединения Китая и Монголии, когда выдвигал идеи 33 железнодорожных направлений, которые сделают Китай сильнее», - при этом он представил собравшимся эти направления на карте мира. Вы можете видеть, что эти маршруты совпадают с теми, которые сегодня рисуют наши правящие круги (карта 2., источник weibo.com).
Доктор Э.Булаг оценил книгу Сун Ятсена “Jianguo Fanglue” (Стратегия развития нации) как самую амбициозную книгу о национальных концепциях железнодорожной сети, написанную современным китайцем.
Основатель совместной государственной политики Китая Сунь Ятсен говорил: «Железная дорога объединяет и усиливает страну. От нее зависят гибель и возрождение Китайской Народной Республики», - поэтому он учил о «необходимости расселения ханьцев вдоль железнодорожной линии и поднятия цен на землю вдоль нее», - и рекомендовал: «вопросы новых переселенцев решать совместно с вопросами железнодорожного строительства, уделять внимание присвоению и колонизации территории вдоль железнодорожного полотна».
В 1913г. китайцы передали Богдо-хану проект железнодорожного строительства в направлении Пекин-Жанчхуу-Бугат-Хурээ и требовали его реализации. В те времена монголы рассматривали вопрос с позиции национальных интересов, поэтому отказали южному соседу.
Выводы доктора Э.Булага должны послужить уроком для монголов: «И страны, отделявшей себя от других высокой стеной, Китай сегодня превращается в завоевателя, расширяющего территорию своей страны за счет железнодорожной политики. Эти перемены поддерживаются тремя направлениями в государственной политике. Во-первых, новые железнодорожные направления привлекают природные ресурсы. Во-вторых, объединяют народы, живущие в разных регионах. В-третьих, переселение ханьцев ближе к государственной границе усиливается национальная оборонная система. Поэтому железнодорожное строительство превращается в геостратегический вопрос, охватывающий политическую и экономическую сферы».
Эту политику Сунь Ятсена китайцы активно реализовали в Тибете, Синьцзяне и Маньчжурии, успев накопить немалый опыт. Высокоскоростная железнодорожная линия в Тибет экономически бесприбыльна, но имеет высокое геополитическое значения для расселения ханьцев по территории Тибета.
Из всех соседствующих с Китаем стран только КНДР строит свои дороги по тем же стандартам, что и Китай. Т.е., ширина колеи северо-корейских дорог достигает 1435 мм. Все прочие предпочитают строить по другой ширине, и подобное решение принимают на уровне государственной политики (карта 1, источник: unescap.org).
Хотя государственная политика в железнодорожной отрасли Монголии разработана с позиции защиты коренных интересов нации, группировка политиков, придерживающаяся китайской стороны, пытается исказить ее, задурить общественность и превратить в политические игры. Так прошло 6 лет. При этом они утверждают, что все мировое сообщество придерживается китайских стандартов, и нечего бояться южного соседа. Они стараются, чтобы общественность не обращала внимания на будущую опасность за словами «меньше расходов» и «больше прибыли».
Все соседи Китая стремятся поддерживать с ним экономические отношения, по возможности вкушать плоды их огромного рынка. Например, Вьетнам исторически и культурно тесно связан с Китаем, издревле поддерживает тесные отношения, открыто заявляет, что копирует политику Дэн Сяопиня «Одна страна, две системы». При этом Вьетнам придерживается жесткой позиции ширины колеи 1000 мм и развития приграничной торговли. На основании споров с Китаем из-за маленьких островов можно сделать вывод, что он придерживается твердой государственной политики не попадать под экономическое влияние Китая.
Одно время Казахстан пытался развивать торгово-экономические отношения с Китаем, построив узкоколейную железнодорожную линию, но в скором времени перешел на ширину 1520 мм. Уверен, что государственные деятели всех этих стран также удумали о трех долларах перезагрузки каждой тонны груза на границе с Китаем.
Смысл существования суверенного государства заключается не в том,0 чтобы думать о нескольких монетках прибыли, а о том, чтобы сохранить этот суверенитет на века. Поэтому другие страны ценят свою экономическую независимость дороже, чем 3 доллара США. Единственная страна, признавшая китайский стандарт железнодорожного строительства – КНДР, сегодня находится под китайским контролем. Сложно отрицать, что вслед за экономическим контролем не появится и политический.

Ошибки и трагедия монгольских правящих кругов

Некоторые монгольские политики наивно думают, что они начнут получать огромные деньги, как только построят узкоколейную дорогу. Но их ум воистину короток. А раньше такие же слова говорили об автодорожном строительстве. В результате, сегодня мы сидим в долгах. Да и платят на наш уголь не такие уж высокие цены.
Узкоколейная железнодорожная дорога также отличается от ширококолейной, как левосторонний автомобиль от правостороннего, имеет свои стандарты и правила, нуждается в дополнительном урегулировании. К тому же, закупка двигающего состава специально для железнодорожной линии длиной всего 500 км – слишком дорого и обременительно. Тем более, что китайцы не позволят им ездить по своей территории до морских портов. Ведь у них законом запрещен проезд иностранных средств передвижения.
Согласно закону, допуск вглубь страны можно получить, только если движущийся состав и все работники и специалисты будут китайскими. Исключений не бывает, даже если иностранные сотрудники хорошо говорят по-китайски. Значит, вдоль железнодорожного полотна будут работать китайцы. А т.к. работать они будут не один год, речь пойдет о поселении, семьях и детях. Понятно, что со временем их постоянное жительство и высокие доходы послужат поводом для стычек с местными жителями. А концепция оборонной политики КНР четко говорит: «для защиты прав и интересов китайских граждан, работающих и проживающих за границей, можно использовать военные силы».
Так что первая причина отказа от китайских железнодорожных стандартов – переселение китайцев. Вторая – экономическое влияние и надзор. Единственный метод для предотвращения этих последствий – это чтобы монгольские железнодорожники работали, основываясь на своих знаниях, стандартах и технологии.
Реализация стратегии по разделению и контролю 47-ой параллели осуществляется просто. Здесь не надо спешить. Нужно двигаться пошагово, постепенно скупая и беря под контроль. И каждый политик видит и понимает это. Просто делает вид, что не видит и не понимает. Это и является трагедией наших правящих кругов. Неужели они станут позором для своих предков, в течение пяти тысяч лет противостоявших экспансии юга и защитившим нашу независимость?
На сайте weibo «чирикают», что к 2035г. территория южнее 47-ой параллели будет находиться под китайским надзором, станет специальным административным округом, как Гонконг. И если ситуация продолжится таким образом, это «чириканье» станет правдой.
Китайская цивилизация будет расширяться. И Китай осуществляет это расширение постепенно, почти незаметно, путем экономического развития, роста влияния на мировой арене и участия в международных отношениях, формирования условий, при которых сверхдержавы не могут не прислушиваться к мнению КНР по региональным вопросам.
Я встречался с наивным политиком, который сказал мне: «В современном мире подобное невозможно. ООН и другие международные организации не будут смотреть на это сквозь пальцы». А я хочу задать ему и подобным ему политикам вопрос: «Что сделали ООН и страны Запада, когда Россия присоединила себе Крым, не обращая внимания на Украину?»
Угрожали санкциями в отношении России, но дело ограничилось отказом в визе нескольким чиновникам, заморозили их счета за границей. А если Китай предпримет подобные действия, то они предпримут еще более слабые меры, или вообще промолчат.
Демократ Э.Бат-Ууль в своей публикации «Выборы восьмого года» писал, как стратегически чуткий политик: «Я уважаю китайцев и всю китайскую нацию. Я преклоняюсь перед их философией жизни и тем, что они создали. Но я опасаюсь китайских политиков и политической программы правящих кругов Китая, потому что я являюсь государственным чиновником и просто гражданином Монголии, с огромным трудом вернувшей свой суверенитет».
Об этих его словах должен помнить каждый гражданин, тем более каждый политик Монголии, особенно сегодня. Р.БАТСАЙХАН (аналитик стратегических отношений)
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments