irina_Zaharova (irina_zaharovab) wrote,
irina_Zaharova
irina_zaharovab

О железнодорожной отрасли нужно говорить, увязав с геополитическими и геостратегическими вопросами

НОВОСТИ МОНГОЛИЯ СЕГОДНЯ ЗА 19 ИЮНЯ 2014 ГОДА

Л.Хангай: О железнодорожной отрасли нужно говорить, увязав с геополитическими и геостратегическими вопросами

На днях мы отмечали 65-летие основания совместного монголо-российского АО «УБЖД», и по этому поводу представляем вашему интересу беседу с председателем Совета Учредителей КОО «Дэд бүтцийн хугжил» (Развитие инфраструктуры) - дочерней компании ОАО «РЖД» в Монголии Л.Хангаем:
Ваше недавнее интервью вызвало огромный интерес читателей, ив этот раз мы хотели бы поговорить с вами только о железнодорожной отрасли. Как получилось , что вы - дипломат, связались с этой отраслью?

В 2009г. в нашу страну с официальным визитом приезжали Президент РФ Д.А.Медведев и Председатель Правильтельства В.В.Путин. Во время визита стороны договорились о сотрудничестве в области железнодорожного строительства и реформы АО «УБЖД». На основании этих договоренностей была основана совместная компания «Дэд бүтцийн хугжил» (Развитие ифракструктуры).В этом же году завершился срок моего пребывания в России на посту посла. И когда мне предложили занять пост председателя Совета Учредителей новой компании, я его принял. Это было то предложение, от которого не стоит отказываться, и которое не делают каждому. Потому что АО «УБЖД» является самым плодотворным и выгодным проектом двустороннего сотрудничества. Неоспоримая истина заключается в том, что развитие нашей страны непрерывно и напрямую связано с этой дорогой. Только благодаря этой железной дороге были построены жилые микраррайоны в Улаанбаатаре, предприятия в Дархане и комбинат “Эрдэнэт”. Хочется особо подчеркнуть здесь, что одно время АО «УБЖД» выполняла более 90% транспортировки грузов нашей страны. Так что понятно, что дальнейшее развитие Монголии будет также связано с функционирующей на сегодняшний день и построенной в будущем железнодорожной сетью.
Чем занималась ваша компания за прошедшее время?
За прошедшее время наша компания в совместительстве с признанной на мировой арене международной компанией “Бостон консалтинг групп”(BCG) разработала «Государственную политику и концепции инфраструктурного развития в железнодорожной отрасли, совместно с компанией “Эрнст энд Янг” – «Концепцию финансирования инфраструктурного развития Монголии в железнодорожной отрасли, совместно с дочерними компаниями ОАО «РЖД» “Гипротранстэи” - “Росжелдорпроект” – предварительное технико-экономическое обоснование и расчеты для нового, железнодорожного строительства. Эти документы стали фундаментальными для разработки утвержденной Парламентом «Государственной политики в железнодорожной отрасли».
Также наша компания подала заявления об участии в нескольких тендерных отборах для железнодорожного строительства, но по определенным причинам окончательное решение пока не принято. Российский учредитель совместной компании ОАО «РЖД» выдвинула нашему Правительству предложение о закупке доли монгольского участия. Правительство приняло это решение, дало свое согласие и приняло соответствующее решение. Поэтому ОАО «РЖД» неоднократно заявляло монгольской стороне, что будет принимать участие в проектах по строительству новых дорог и реформы АО «УБЖД» через свою дочернюю организацию – КОО «Дэдбүтцийнхугжил».
Значит, КОО «Дэдбүтцийнхугжил» - российское предприятие?
Да, это стопроцентно дочерняя компания ОАО «РЖД».
Достигли ли каких-либо определенных договоренностей российские представители, приехавшие для участия в юбилейной церемонии АО «УБЖД»?
Для участия в юбилейной церемонии АО «УБЖД» из России приехала делегация во главе с вице-президентом ОАО «РЖД» В.Н.Морозовым. Стороны обсудили перспективы дальнейшего сотрудничества. Но мне кажется, что более плодотворным и значимым в этом плане был визит секретаря Совета Безопасности Российской Федерации Н.П.Патрушева, который проходил несколькими днями ранее. Я слышал, что его сопровождала более многочисленная делегация, и проводились более широкомасштабные встречи и переговоры.
Вы знаете, что решения по основным вопросам в России принимает Совет Безопасности Российской Федерации Н.П.Патрушев. Несомненно, что визит представителей этой организации будет иметь важнейшее значения для продвижения крупных совместных проектов, в том числе и железнодорожных. С другой стороны, Н.П.Патрушев входит в ближайший круг Президента РФ В.В.Путина, поэтому можете не сомневаться, что все, что было сказано Н.П.Патрушеву, напрямую дойдет до ушей В.В.Путина.
Железнодорожную отрасль часто связывают с геополитикой. Что вы можете сказать по этому поводу?
Эти вопросы действительно связаны. Когда в конце XIXвека в США построили вертикальную железнодорожную линию от берега Атлантического океана до берега Тихого океана, был заложен фундамент для стремительного экономического роста, а единение страны было укреплено. Для укрепления своих позиций в Китае Царская Россия построила восточно-китайскую железнодорожную линию. С этой же дорогой связывают начало российско-японской войны. После строительства этой дороги, за 30 лет население выросло с 8 до 38 млн человек, региональное экономическое развитие было передовым в Китае.
В начале прошлого века Северный сосед планировал строительство железнодорожных линий Кяхта-Хурээ и Хаалган-Хурээ, но проект провалился по финансовым и другим определенным причинам. Понятно, что если бы хотя бы одна из этих линий была построена, сегодняшнее развитие Монголии было бы совершенно другим. В те времена для обслуживания одного км железнодорожного полотна требовалось 20-25 человек. Монголов-кочевников было слишком мало, поэтому понятно, что приехали бы иностранные рабочие силы. Традиционно вдоль железной дороги так строят города.
Мы знаем, что после Второй мировой войны статус-кво нашей страны был утвержден, мы стали поддерживать добрососедские отношения с двумя соседями, поэтому ситуация изменилась. Наряду с геополитическим значением железнодорожной сети нужно говорить и об ее геостратегическом значении. И функционирующая на сегодняшний день вертикальная железнодорожная линия действительно является геостратегической, потому что соединяет между собой наших соседей. Она не только соединяет две сверхдержавы с огромными потребительскими рынками, но в ближайшее время будет продолжать связывать экономически стремительно развивающийся Китай с Европой. Если мы сумеем в кратчайшие сроки сделать эту линию параллельной, увеличить оборот транзитной транспортировки, то мы сможем укрепить наши позиции в евразийской геополитике и транспортной интеграции. И тогда железнодорожные прибыли в несколько раз превысят прибыли горнорудной отрасли.
Скажите, какую дорогу с какой шириной колеи, и с каким маршрутом мы должны тогда строить?
Ответ на этот вопрос прост. ВГХ утвердил Государственную программу в железнодорожной отрасли, и в нем четко прописаны все ответы: в каком направлении, сколько километров, и какую дорогу строить. Более того, указаны даже методы решения проблем с шириной колеи. Насколько я понял, сейчас идут споры о том, какие дороги в какой очередности строить. По моему мнению, дороги можно построить за короткие сроки, если государство примет все необходимые решения и начнет работы. Линию Улаанбаатар-Замын-Ууд длиной 700 км сначала строили советские заключенные, затем в 1953-1956 – рабочие на договорной основе. Эта дорога была построена всего за три года. И вспомните, какой была техника в те времена: максимум, самосвал мощностью в 5 т. Тракторы и экскаваторы невозможно даже сравнить с сегодняшними. Мне кажется, что сегодня нужно еще раз напомнить, что Улаанбаатарские железные дороги были построены за счет советских денег и сил.
Сохранились исторические документы о том, что в 1939г, во время Халхин-гольской битвы русские построили 238 км ширококолейного железнодорожного полотна в направлении Соловьевск-Эрээнцав-Баянтумэн и 380,5 км узкоколейного полотна Хэрлэн-Тамсагбулаг в течение 76 рабочих дней. Конечно, эти дороги не предназначались для транспортировки тяжелых грузов.
Кстати, когда эти дороги перестали использовать, наши содрали железнодорожные рельсы узкоколейной дороги и сделали из них железные основы для деревянной опоры при строительстве линии телефонной связи между аймаками. Их можно увидеть и сегодня, если выехать в провинции. У нас мало природных препятствий для железнодорожного строительства: практически нет высоких гор, сквозь которые надо копать тоннели; нет широких рек, через которые нужно строить длинные мосты. И нужно принимать во внимание технико-технологическое развитие. Так что, мне кажется, все эти дороги, указанные в Государственной политике, можно построить за короткие сроки, всего за несколько лет. Правящим кругам нужно только решить, кто будет строить и откуда взять финансирование.
Здесь также хочется особо подчеркнуть, что при развитии нашего железнодорожного транспорта необходимо тесное сотрудничество с железнодорожными организациями обоих соседей. Инициатива нашего Президента об организации трехсторонней встречи на высшем уровне по железнодорожным вопросам действительно важна. Нужно только тщательно подготовиться для участия в ней. Г.Отгонбаяр,Үндэснийшуудан
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments