irina_Zaharova (irina_zaharovab) wrote,
irina_Zaharova
irina_zaharovab

Выход из макроэкономических осложнений (вторая статья из цикла)

Вопросы, которые затрагивает Институт национальной стратегии

В предыдущей публикации экономист Ч.Хашчулуун рассказывал о сложностях на макроэкономическом уровне, как их понимают рядовые граждане и правящие круги, и как их можно решить. Хотя за последние три года экономическое развитие растет непрерывно, в последнее время значительно ухудшились такие показатели, как уровень инфляции, цены на квартиры, процентные ставки, рабочие места, государственное обслуживание и т.д. Наряду с этим растут государственные и частные долги, резко упал курс тугрика.
Долги нашей страны значительно выросли, и наряду с их выплатой вместе с процентами необходимо покрыть бюджетные убытки. Эти сложности не исчезнут в ближайшее время, и если не предпринять срочные меры, есть риск, что ситуация ухудшится. Так, какие меры следует предпринять сегодня?

Позиции автора - Камерон Макрей, основатель и президент Института национальной стратегии

Зачастую, способности любой организации оценивают по тому, как она преодолевает сложный период. При благоприятных условиях способные организации стремительно развиваются, а при неблагоприятных – умело преодолевают препятствия. Подобные организации накапливают ресурсы при благоприятных внешних условиях, чтобы использовать их, когда ситуация осложнится. Также успешные организации отличаются тем, что едва становится ясно, что реализуемая стратегия не приносит результатов, они в срочном порядке предпринимают другие меры, способные изменить ситуацию и исправить ошибки.
Последние мировые события не оказали на Монголию благоприятного воздействия. Супер-цикл высоких цен горнорудной продукции завершился, упали иностранные инвестиции, что повлекло за собой падение объемов и цен на продаваемую продукцию. Перечисленные здесь три фактора тяжело отразились на Монголии. Были приняты решения, которые сформировали неясные, неопределенные условия в правовой среде, которая касается иностранных инвесторов и кредиторов. Крупные проекты зашли в тупик, что только ухудшило монгольские условия.
Если в международной горнорудной отрасли будут какие-то положительные перемены, то есть вероятность, что реализуемые сегодня в Монголии горнорудные проекты снова возродятся. Но они не смогут решить застарелые проблемы, корни которых находятся в самой структуре. Требуется выполнить масштабные работы, для реализации которых требуется огромное количество времени. Например, расширить функционирующие отрасли, открыть и развивать новые, чтобы увеличить объемы промышленной производительности, увеличить налоги и доходы.
И хотя в инвестиционной среде заметные некоторые положительные тенденции, иностранные инвесторы продолжают опасаться и сомневаться, что ли заниматься бизнес деятельностью в Монголии? Если проблемы по проекту «Оюутолгой» будут решены с компанией «Рио Тинто», понятно, что они могут оказать некоторое положительное воздействие на улучшение ситуации. Но необходимо решить еще несколько вопросов, которые, несомненно, оказывают негативное воздействие.
Можно сказать, что некоторые меры, предпринимаемые Правительством Монголии, через удачную макроэкономическую политику сократили такие возможности, как:
Инвестировать будущую инфраструктуру за счет правительственных кредитов с низкими процентными ставками;
Инвестировать стратегически значимые отрасли (например, горнорудную);
Поддержать государственные компании, которые практически не приносят прибыли;
Поддержать уровень жизни рядовых граждан путем контроля и удержания цен;
Поддержать некоторые отрасли путем предоставления кредитов с низкими процентными ставками.
Монголия разработала удачную политику участия в расширяющихся российско-китайских торгово-экономических отношениях и получения собственной прибыли от них. Если уделить больше внимания торговым отношениям с Китаем, внедряя справедливые условия, основанные на международных стандартах, можно уменьнить негативные тенденции. Это будет мудрый шаг, который в дальнейшем поможет обеим сторонам сформировать взаимовыгодные отношения. Также стратегически очень важно экспортировать горнорудную продукцию по ценам, соответствующим международным стандартам.
Но монголы прекрасно понимают, что сложить все яйца в одну корзину, это будет не самым мудрым решением, поэтому стратегически важно поддерживать сотрудничество не только с Китаем, но и другими крупными и способными партнерами.
Правительство Монголии начало инвестировать некоторые крупные проекты при поддержке межправительственных соглашений, в первую очередь, поддерживая сотрудничество с ближайшими азиатскими странами. Для Правительства важно реализовать эти проекты так, чтобы в будущем можно было продолжать их реализацию на гибких, экономически справедливых условиях.
Какие меры возможно предпринять, чтобы улучшить ситуацию на макроэкономическом уровне? Можно успокоить избирателей, заверив, что все будет хорошо, но ошибкой будет думать, что можно преодолеть кризис, получая кредиты. В качестве примера можно привести европейские страны, правительства которых были изъедены долгами, а частные секторы – сжались после кризиса 2009-2010 годов. Можно сказать, что эти страны обанкротились, и сегодня они предпринимают шаги, чтобы реформировать не только экономику, но и социальные структуры.

Чтобы выйти из макроэкономических осложнений:

Во-первых: необходимо оценить монгольские условия в соответствии с международными стандартами, разработать цели и информировать общественность (например, создать шаблон– BGG matrix матрица - метод анализа). Тогда общественность будет осведомлена, в каких макроэкономических реформах нуждается страна. В первую очередь можно предпринять следующие задачи:

показатели
матрицы Монгольские показатели
Инфляция 3% 2011г. - 3%, 2012г. - 17%, 2013г. - 14%
Бюджетные убытки (% вВВП) максимум 3% Учитывая внебюджетные расходы, в 2013г. достиг 10%
Валюта 2.5% 2011г. – 1300, 2014г. – 1880 тугриков, за 3 года упав на 44%
Очень важно просчитать объем иностранных инвестиций

Очень важно просчитать объем иностранных инвестиций с учетом проекта «Оюутолгой» и без его учета. Так можно получить реальную картину экономической ситуации в стране, а также рычаг для реализации предприятия на полной проектной мощности. Четкий контроль платежного баланса, экспорта и импорта поможет обрисовать реальные условия экономических отраслей, чрезмерно зависимых от экспорта. Высоких объем экспорта позволит импортировать товары без истощения валютных ресурсов и негативного влияния на валютные курсы и процентные ставки.
Вт-вторых: важно определить размеры государственных долгов и увеличить финансовую дисциплину. Получать кредит – это естественно, но организации получают деньги в долг для того, чтобы инвестировать capitalgoods (производственные средства), и этот принцип одинаково действует и для семьи, и для компании, и для государственной организации. При получении кредита должны действовать два правила:
Не получать кредит с целью покрытия текущих расходов;
Получать кредит в объеме, который можно вернуть в положенные сроки.
В третьих: на правительственном уровне необходимо поддержать и исправить некоторые условия, которые не регулируются сами собой. Здесь:
Экономика Монголии опирается на следующие факторы:
Реализуемые на настоящий момент и начинающие горнорудные проекты;
Горнорудные проекты, которые будут реализовать в будущем, требующие огромных капиталовложений и технологии, соответствующие международным стандартам;
Инфраструктурные проекты, способные поддержать горнорудную отрасль, а также энергетические и сельскохозяйственные проекты, реформы технологии линии электропередач и транспорта;
Недвижимое имущество и другие экономические отрасли;
На настоящий момент накопилось огромное количество правительственных долгов, но у Правительства нет денег для финансирования крупных горнорудных, инфраструктурных и энергетических проектов.
У Монголии сравнительно мало опыта успешно реализованных, крупных проектов в горнорудной, инфраструктурной и энергетической отраслях за счет финансирования частного сектора;
Если Монголии удастся в кратчайшие сроки сформировать благоприятную и надежную инвестиционную среду, можно начать получать прибыль с новых горнорудных проектов в течение 10 ближайших лет. Сомнительно, что в следующем году начнут реализовать подобные проекты, и очень слаба вероятность получения дополнительных доходов в ближайшие 5 лет;
Правительство поддерживало отечественные хозяйственные единицы и частные лица различными программами. Если подобная ситуация продолжится и в дальнейшем, правительственные долги будут только расти, а потраченные деньги не будут возвращены. К тому же, подобные меры не способствуют увеличению производительности и росту конкуренции.
В четвертых: Правительственную политику необходимо разделить на два направления:
Плоды роста: необходимо расширить экономические рамки и предоставить самым способным организациям возможность выполнять работы за счет собственных средств и с низкой себестоимостью;
Плоды обслуживания: поддержит первый пункт, и наряду с этим поможет улучшить такие государственные услуги, как уменьшение бюджетных убытков, инфляции, процентных ставок, цен на квартиры и т.д.
Основныемеры, которые необходимо предпринять на макроэкономическом уровне:
Прекратить тратить ограниченные бюджетные доходы на поддержку государственных компаний, потребителей и частных компаний;
Необходимо срочно предпринять меры для уменьшения подобных дотаций, вместо этого направить эти средства как финансирование повышения эффективности сельскохозяйственных и других отраслей;
Важно, чтобы все потребители покупали топливо и электроэнергию по реальным ценам. Это негативно повлияет на уровень инфляции, но в дальнейшем этот эффект нейтрализуется;
Приватизация убыточных государственных компаний положительно сразу же повлияет на бюджет;
Открыть новые возможности для привлечения капиталов в банковской отрасли, что позволит снизить процентные ставки для кредитов, получаемых с бизнес-целями;
Создать рычаги для формирования накоплений частных лиц. Например, учредить сберегательный фонд для поддержки лиц, желающих получить ипотечные кредиты;
В дальнейшем направлять правительственные кредиты для:
Обмена кредитов с высокими процентными ставками на кредиты с низкими процентными ставками;
Направления в отрасли, где экономическая деятельность стабильно растет;
Инвестирования определенных проектов, выбранных открыто и чистая экономическая эффективность которых будет расти в ближайшее время.
В пятых: необходимо изменить методику привлечения иностранных инвестиций.
Правительство предпринимает меры для внесения изменений и дополнений в законодательные акты, чтобы улучшить инвестиционную среду, а также для пропаганды новых законов. В первую очередь для инвесторов важно доверие к правящим кругам и законодательным органам той страны. Затем они уделяют внимание, насколько другая сторона выполняет обязательства подписанных соглашений, и способная ли правовая среда страны честно и справедливо решить какие-либо споры. Сегодня правительство прекрасно понимает все это: оно начало подписывать соглашения о стабилизации налоговой среды. Но для привлечения финансирования необходимо предпринять и другие меры:
Поддержать новую деятельность через новые налоговые рычаги;
Правительство и другие государственные органы должны поддержать хорошие проекты, которые нуждаются в международном финансировании, и если все необходимые лицензии и разрешения получены, поддержать срочное начало их реализации.

Позиции Института национальной стратегии:

Мы предоставили вашему интересу серию публикаций, в которых Ч.Хашчулуун и Макрей высказали собственные позиции по улучшению экономики Монголии. Нелегко увеличить экономическое развитие и улучшить стандарты жизни в Монголии. Если при этом мы будем учитывать потребности наших стран-соседей, торговых партнеров, международных инвесторов и банков, то будет проще дождаться положительных результатов.
В своей публикации Макрей подчеркнул, какие меры можно предпринять на макроэкономическом уровне, почему необходимо информировать общественность, и какие непростые решения необходимо предпринять в срочном порядке.
Каждой политической партии следует высказать собственные позиции и политику на макроэкономическом уровне, чтобы в 2016г. избиратели могли вынести собственные оценки, чья позиция была верной, и на основании этого сделать свой выбор. Также необходимо учредить отдельную информационную доску, где граждане могут регулярно получать сведения об основных макроэкономических показателях.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments