irina_Zaharova (irina_zaharovab) wrote,
irina_Zaharova
irina_zaharovab

АО «УБЖД» сегодня

НОВОСТИ МС ЗА 10 ДЕКАБРЯ 2014 ГОДА

Железнодорожная транспортировка является локомотивом социально-экономического развития в любой стране. В 1938г. между Улаанбаатаром и Налайх была построена первая железная дорога длиной 42 км, по которой поставляли уголь для первой электростанции, и эта дорога положила начало индустриального развития страны. После этого, в 1955г. ширококолейной железнодорожной линией длиной 1115 км были соединены северная и южная границы страны. Для этого пришлось построить 508 мостов, 35 железнодорожных станций, 5 депо, вокзал в Улаанбаатаре, а также жилые микрорайоны, больницы, школы, столовые, магазины и клубы, которые формировали множество деревень и поселков. Уже после этого стали строить дороги между новыми угольными шахтами и электростанциями, а в 1973г. – линию длиной 200 км между Салхит и медно-молибденовыми рудниками Эрдэнэт. Все это строило АО «УБЖД», учрежденное правительствами Монголии и России в 1949г.
Сегодня АО «УБЖД» владеет железнодорожной сетью длиной 1815 км, в нем работают около 17 тысяч сотрудников, ему принадлежит значительный участок земли в столице, оно перевозит 60% груза и половину пассажиров, стало крупной причиной пробок на столичных дорогах. В результате компания превратилась в громоздкое, бесприбыльное, непонятной королевство внутри страны. Но все меняется.
В 1990-х годах страна перешла на рыночную экономику, но АО «УБЖД» продолжает противостоять ей. Техника, технологии и менеджмент компании не отвечают требованиям стремительного экономического развития страны, что превращает ее в «тормоз» нашего развития. Если бы компания менялась в соответствии со своим временем, своевременно проводила реформы, сегодня пассажирский и грузооборот страны выросли бы в десятки раз. И основная причина, почему АО «УБЖД» превратилось в «собаку на сене», не только ее монополия в своей отрасли, но и ее отгороженность от рыночных законов благодаря двустороннему межправительственному соглашению.
АО «УБЖД» - единственная хозяйственная единица на территории Монголии, которая никогда и никаких налогов не платит. Потому что ее деятельность регулируется отсталым, уже выполнившим свою историческую обязанность международным соглашением. Так что АО «УБЖД» уже много лет нарушает законы «О компании», «О государственной регистрации», «О честной конкуренции», «О земле» и другие законодательные акты.
Многие страны мира, в том числе и Россия меняют свои железнодорожные стандарты в соответствии с международными правилами, в том числе европейскими рекомендациями ЕС 91/440. Это означает, что базовую железнодорожную структуру отделяют от юридических лиц, ведущих свою деятельность в этой отрасли, чтобы увеличить эффективность.
Монголы думают, что самое главное – увеличить свою долю участия до 51%, как это было с «Предприятием Эрдэнэт», поэтому зря потратили 25 лет, не поднимая главного вопроса.
Только правящей политической силе нужно, чтобы хозяйственная единица работала без прибыли, неся на своих плечах весь общественный груз. И не важно, какая партия правит. Раз компания государственная, правительство назначает ее руководителем своего человека, который помогает правящим кругам прикарманивать государственные деньги. А бесконечные, разнообразные заседания никогда не обсуждают основную проблему, предпочитая делить власть и «кресла».
По идее, сегодня вся железнодорожная сеть (т.е. дороги) должна принадлежать государству, а железнодорожной деятельностью (т.е. перевозками грузов и пассажиров) должны заниматься частные хозяйственные единицы или акционерные компании, акции которых принадлежат общественности. Конкуренция между ними позволила бы им вести прибыльную деятельность.
Даже если компания совместная, инфраструктурные строения, дороги, вода и электроэнергия, расположенные на территории одной страны, не должны принадлежать другой. Тем более не должны быть иностранной государственной собственностью. Можно только дать на временное пользование.
Монголия не сможет развиваться, не реформировав АО «УБЖД» в соответствии с международными правилами. Пришла эра, когда географическое месторасположение нашей страны прекратит ее в жизненно важную часть международной железнодорожной сети – сухопутный мост или своеобразный «Панамский канал».
Новая железнодорожная магистраль, которая будет способствовать развитию железнодорожной транспортировки между Китаем, странами Юго-Восточной Азии и Западной Европой, пролегает через нашу страну. А в современном мире железнодорожная транспортировка в два раза быстрее и дешевле морской. Исследовательские работы по проекту «Степная дорога» доказали, что строительство авто- и железнодорожной линии, линии электропередач, газо- и нефтепроводов через территорию нашей страны, а не в обход, в два раза дешевле.
Сегодня наша страна придерживается новой политики: соединить свою железнодорожную сеть с дорогами двух соседних государств линиями той ширины, которая является стандартной в этих странах. А в глубине своей страны построить перегрузочные терминалы, чтобы обеспечить быстрый и качественный сервис. Не только для наших соседей, но и других стран более выгодно, чтобы за эти задачи логистики отвечала третья сторона.
Для этого в первую очередь необходимо построить новую железнодорожную линию Алтанбулаг-Замын-Ууд. Многочисленные и короткие кольца линии, которую мы эксплуатируем сегодня, пролегают через столицу, где сконцентрировалась половина населения. Поэтому непонятные отношения инфраструктурной собственности требуют нового решения проблемы.
Сегодняшняя железнодорожная сеть может транспортировать 2000 т груза со скоростью 30-40 км/ч, итого перевозит 20 млн т груза в год. Если будут вложены 400 млн. долларов США, как было запланировано, то мощность увеличится на 75% и достигнет 35 млн. т. Но этого не хватит, чтобы транспортировать 100 млн т – с этой необходимостью мы столкнемся уже через 5 лет.
7 лет назад было разработано ТЭО для строительства железнодорожной линии длиной 1085 км, которая пролегает в обход столицы, но через горы Богдуул, и которая способна транспортировать 6-10 тысяч т груза со скоростью 120 км/ч. Также необходимо разработать ТЭО для строительства перезагрузочного терминала на территории аймака Туви в срочном порядке приступить к реализации проекта новой транзитной железнодорожной транспортировки.
Необходимо в срочном порядке приступить к концессионным работам для реализации парламентского решения о строительстве новой железнодорожной линии в северной части страны: на запад от Эрдэнэта, до российского месторождения Кызыл через станции Овоот, Овоот-Арцсуурь и пограничный порт Цагаантолгойн боомт.
Наступили новые времена, когда Монголия встречается с лидерами соседних государств для обсуждения крупных, совместных политических и экономических проектов. При таких условиях наше Правительство должно работать эффективнее, инициативнее и единым фронтом, ведь сформированы самые благоприятные условия для реализации новых железнодорожных проектов. Железная дорога должна быть локомотивом скачкового развития нашей страны. Д.Жаргалсайхан ,экономист, публицист defacto
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments