irina_Zaharova (irina_zaharovab) wrote,
irina_Zaharova
irina_zaharovab

Нужно назначить день, когда памятнику Коростовца будут возлагать цветы

НОВОСТИ МС ЗА 15 ЯНВАРЯ 2015 ГОДА

Памятник не на своем месте

Перед зданием Российского Центра Науки и Культуры (РЦНК) в Улаанбаатаре стоит памятник одному из российских дипломатов, которого сами русские считают одним из множества заурядных – в России были тысячи генералов и дипломатов, кроме Коростовца.
По идее, РЦНК – главный центр и символ пропаганды российской культуры в Монголии. Но почему перед ним стоит памятник не кому-то из великих мыслителей или других мировых знаменитостей, как Пушкин, Толстой, Достоевский? Кто по сравнению с ними Коростовец? И многие молодые люди, видя памятник суровому мужику, думают, что он является одним из великих русских просветителей...Вряд ли русские хотели такой славы.
Тогда, кто этого хотел? Однозначно, не монгольский народ. Всю весну прошлого года общественность протестовала против воздвижения этого памятника, начиная с рядовых граждан и заканчивая интеллигенцией, историками и исследователями, включая «публициста века» Баабара и всю АН Монголии.
Но Демократическое правительство уперлось и добилось строительства памятника. Причем, на деньги монгольского народа. Церемонию его открытия назначили на приезд Президента РФ В.В.Путина, но тот даже одним глазком не пожелал взглянуть на него. Думаю, тем самым он высказал не только свое, но и всенародное отношение к Коростовцу.
Почему на народные деньги перед зданием РЦНК нельзя было поставить памятник Пушкину? Его кудрявая голова больше подходит смыслу и назначению самого здания. Он является символом не только русской культуры, но и русского духа. С другой стороны, многие поколения монгольских детей читали и учили наизусть сказки, стихи и рассказы Пушкина, начиная со «Сказки о золотой рыбке», «Сказки о царе Салтане», «Дубровского» и «Капитанской дочки». Весь мир заслушивается оперой на слова его поэмы «Евгений Онегин». Ведь именно русская культура познакомила монголов со всемирной культурой в ХХв., пустила ростки для развития просвещения в монголии.
Между прочим, памятник Пушкину стоит и в американской столице - перед зданием университета им. Дж.Вашингтона и недалеко от Белого дома. На фундаменте выбиты его знаменитые стихи на языке оригинала: “...И долго буду тем любезен я народу”. Открытие памятника состоялось в 2000г., на церемонии присутствовал мэр Вашингтона, который подчеркнул, что Пушкин является «гордостью не только русского народа, но и всего человечества». И отчего-то памятник русскому поэтому перед зданием одного из лучших американских ВУЗов кажется «к месту и ко времени».
Так почему же кажется, что памятник Коростовцу находится не на своем месте?

Политика памятника...

Несколько лет назад в Южной Корее состоялся официальный визит Путина, и корейцы поставили в центре города памятник Пушкину. Глава России принял участие в церемонии его открытия, после чего подписал двустороннее соглашение об экономическом сотрудничестве, которое по мнению корейцев, стало очень выгодным для их стороны. Это означает, что корейцы прекрасно поняли, чем можно затронуть струны русской души. С одной стороны это уважение русской культуры, с другой – политика.
Монголы тоже многого ожидали от последнего визита Путина. Но по сравнению с визитом южного соседа это была, скорее, холодная дань традиции. Монголы потратили на памятник Коростовцу 80 млн. тугриков. Но главное не деньги, а политический урок, который мы получили...
Откуда вообще взялась идея памятника Коростовцу? Все началось с того, что разрушили памятнику Ленину перед гостиницей Улаанбаатар. Это был один из решительных шагов в борьбе со старым режимом нашего героя Э.Бат-Ууля – непримиримого экстремиста и необольшевика – едва он вступил на должность мэра города. В начале 90-х монголы бесчеловечно выгнали всех русских и разрушили памятник Сталину. С тех пор отношения между двумя странами охладились. И не успели они потеплеть, как снесли второй памятник. Да еще так помпезно: в присутствии самого мэра города. Понятно, что русским подобное отношение не понравилось.
Но нашему герою-мэру этого показалось мало: он отрицательно высказался не только о Ленине, но и о Коммунистической партии Китая, которая до сих пор следует ленинским учениям. СМИ тогда писали по этому поводу, что мэр лично ездил в Посольство КНР и приносил свои извинения. Наверняка это правда. Как бы то ни было, китайцы не сделали вид, что ничего не слышали и не узнали.
Сооружение памятника герою другой страны в своей стране является высшим проявлением уважении и дружественных отношений в дипломатии, и подобное явление широко распространено в мировой практике. Во времена социализма мы воздвигали памятнику Ленину, Сталину, Немому, Шастину, железному герою-полководцу Штенкину и многим другим русским героям, как проявление наших добрых отношений к России.
Но это – события того периода, и она осталась лишь на страницах истории. Как говорится, что было, то быльем поросло. Прошлое не исправить, можно лишь учиться на ошибках. Или вдохновляться подвигами прошлого и смело шагать в будущее.
Если в какой-то другой стране поставят памятник Чингисхану, это означает, что народ этой страны не относится к нашему великому правителю как завоевателю и агрессору. И это – проявление уважения к монгольскому народу. В отличие от многочисленных китайских памятников, которые несут совершенно другое содержание. Подобного отношения китайцев нам стоит остерегаться, а не радоваться. Это совсем другая история с другими задачами.
А вот снос памятника – это все равно, что показать кукиш той нации, которая родила этого человека. Снеся в прошлом году памятник Ленину на Майдане, украинцы высказали свое негативное отношение не только России, но и многочисленным русским, которые живут на Крымском полуострове, в Донецке и Луганске. Именно поэтому украинские русские возмутились. Кажущиеся простыми и прямыми, подобные решения на деле имеют множество негативных и сложных последствий, как показывают нам сегодняшние события на Украине.
Давайте вернемся к Улаанбаатарским событиям. Можно было бы не сносить памятник Ленину, а просто перенести его и поставить перед зданием РЦНК. Но демократы подняли такую шумиху, что русские не смогли промолчать. И если китайцы потребовали словесных извинений за необдуманные слова, то понятно, что русские потребуют чего-то большего. И логически можно предположить, что в ответ за снос одного памятника они потребовали вознесения другого. Именно с этой точки начинается настоящая политическая история памятника.

Раковая опухоль Демпартии и МНП

У двух самых крупных наших политических партий есть одна общая болезнь, сравнить которую можно, разве что, с раковой опухолью. Это «приватизация» родной истории и политические интриги вокруг нее. 1921, 1945, 1961 – пиковые годы ПМН, а 1911 и 1990 – Демпартии. МНП восхваляет социалистический период страны, Демпартия – ругает. Зато Демпартия восхваляет годы демократического строя, а МНП, соответственно, ругает. Стремясь уничтожить МНП, Демпартия последними словами корит героев МНП, причем ни исторически, ни научно не обосновав. И эта ругань, как злокачественная опухоль, разъедает общественные мозги до такой степени, что люди ругаются между собой, ругаются со странами-соседями, изводя свою страну.
А нашим соседям все равно, какого цвета кошка – лишь бы мышей ловила. Т.е., им все равно, коммунисты у власти, или демократы. Для них важнее поддерживать добрососедские отношения и взаимовыгодное сотрудничество, поэтому они признают нашу независимость и стараются сформировать выгодные для себя условия. А нам не стоит пытаться учить демократии наших соседей: мы успешно уничтожем ее в своей стране, и даже сами не понимаем этого.
Российские требования поставить взамен снесенного другой памятник прекрасно сошлись с политикой Демпартии. Против вдохновителя Красной революции 1921г., инициатора советско-монгольского соглашения Ленина демократы выдвинули Коростовца – автора первого российско-монгольского соглашения от 1912г. К тому же, даже если тщательно поискать, другого российского деятеля того периода не найти.
Демократы начали рисовать Коростовца как героя, который искренне любил монгольский народ. Ведь всегда можно найти людей, готовых написать историю за деньги. Его стали преподносить как одного из основателей монгольской независимости и одного из идейных вдохновителей национально-освободительного движения. Ведь надо же как-то обосновать строительство памятника?
Было ли русским безразлично, кому воздвигнут памятник? По всей видимости, нет. Хотя они, конечно же, посмеялись над демократами. Но об этом позже. В результате всей этой сумятицы и исторических искажений повезло лишь Коростовцу – человеку корыстному, игнорировавшему позиции наших князей …

Кто такой Коростовец?

Конечно, памятник участникам национально-освободительного движения 1911г. должен быть. Но чем Коростовец лучше иностранных и отечественных деятелей того периода? Ведь мы до сих пор не поставили памятник даже Богдо-хануЖавзандамбеVIII, символировавшему национальное и духовное единство всех монгольских народов, включая бурятов, тувинцев, внешних и внутренних монголов. А если вспомнить истинных героев, как Хандван, Дам лам Цэрэнчимэд, Манлайбаатар – достойных людей много. Какой подвиг совершил Коростовец, чтобы «проходить вне очереди»?
Наши историки достаточно рассказали о роли Коростовца в истории нашей страны. Могу лишь добавить, что русские считают монголо-российское соглашение от 1912г. самым выгодным «соглашением о колонизации», подписанным Царской Россией до начала Первой Мировой Войны. За этот «подвиг» мелкий консул был вознагражден рангом посла-дипломата и званием генерала, а также направлен послом «проблемную» Персию.
Отсюда можно сделать простейший вывод: если «соглашение о колонизации» выгодно для одной стороны, оно должно быть невыгодно для другой. Монголы, едва избавившиеся от маньчжурского ига, под давлением силы были вынуждены признать его. И аргумент «заложил основу современным правовым отношениям» - не повод для памятника. Особенно если вспомнить, какими были эти «правовые отношения».
Проиграв войну с Японией в 1905 и 1907 годах, Царская Россия стремилась вернуть свое влияние в дальневосточном округе, вела агрессивную колонизацию в Средней Азии. Для этого ей в первую очередь нужно было отделить Монголию от Китая и сделать своей буферной территорией, но для ослабления страны не позволять объединиться бурятам, тувинцам, внешним и внутренним монголам. Во-вторых, подписать соглашение о дешевых закупках горнорудной и сельскохозяйственной продукции. Так что тот документ был подписан вовсе не из-за любви к нашему народу, а очень даже наоборот. Иначе в 1915г. в Кяхте стороны подписали бы совсем другое соглашение.
Коростовец был тем человеком, который блестяще реализовал колонизационную политику Царской России. Зато по инициативе Ленина, памятник которому снес наш герой-мэр Э.Бат-Уул, Красная Россия и Монголия подписали в 1921г. совершенно другое соглашение. Оно освободило нашу страну от колониальных долгов и позволило сторонам поддерживать сравнительно равноправные отношения.
Впоследствии политика Комитерна ужесточилась, но у этого были другие причины. И они не касаются сегодняшней темы. При этом хочу отметить, что я не стремлюсь защитить права и интересы какой-либо партии.

Суть нравоучения памятника
Не смотря на славу Иванушки-дурачка, русские – отнюдь не дураки. Не моргнув глазом они позволили поставить перед Центром своей науки и культуры памятник человеку, весьма далекому и от науки, и от культуры. Как говорится, «это ж-ж-ж неспроста». Суть проста: «Если вы разрушили памятник Ленину, который действительно много сделал для монгольского народа, то ставьте вместо него памятник Коростовцу, который заставил вас подписать колониальное соглашение, и поклоняйтесь ему, как дураки». Иначе, почему бы они согласились на памятник Коростовцу, да еще в таком месте?
Даже если русские не думают так и не сделали это специально, монголы должны извлечь из этой необдуманного поступка урок. Другими словами, этот памятник должен проучить нас за то, что мы:
поддались чрезмерному необольшевизму;
исказили и отринули родную историю, поддаваясь внушению иностранцев;
наши партии не научились азам демократизации и не признают друг друга;
не знаем, что такое наследственность государственной политики;
забыли добро и человечность;
И, в конце концов, это всего лишь ответ на нашу глупость, которая нас и погубит. Наши последующие поколения должны уразуметь, что слепое, тупое и безответственное упрямство может привести к строительству подобного памятника. Поэтому, как напоминание о нашей ограниченности нужно назначить день, когда памятнику Коростовца будут возлагать цветы. Чтобы никогда больше не повторять подобной глупости.

Б.Номинчимэд, sonin.mn
Tags: монголия, новости
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments